Со скандалами типа транснационального конфуза вокруг самовзрывающихся подушек безопасности от японской Takata все понятно. Эти девайсы массово ставили на машины почти всех мировых марок. Разве что LADA не комплектовались ими – но лишь потому, что в России своих бракоделов-убийц хватает. Так или иначе, но когда отзывают машины для замены чего-то бракованного по всему миру это понятно. Гораздо загадочней выглядят регулярные отзывы локальные, на рынке лишь одной страны, к примеру России. Особенно когда речь идет о неких ошибках в программном обеспечении машин. Когда под отзывную компанию попадает какая-нибудь «железяка», владелец авто, теоретически, может пронаблюдать как потенциально проблемный узел с машины сняли и заменили его другим. В случае с ПО это невозможно.
Владелец авто может увидеть лишь как сервисмен подсоединил свой комп к соответствующему разъему машины, а потом отсоединил, – и все! Мол, все исправлено, можете ехать. Легкость и оперативность таких манипуляций особенно поражает бедолаг, столкнувшихся в свое время с реальными «глюками» автоэлектроники. При этом многочисленные обращения в фирменную СТО, как правило, проблему не решают и все заканчивается заменами электронных блоков управления целиком. Хорошо – если по гарантии. Сертифицированные ремонтники-профессионалы, чаще всего по другому победы над таинственными силами электричества достичь не могут.
Зато в ходе отзывной компании у вашей машины эти же люди легко и непринужденно убирают (вроде как!) некую неисправность. О которой вы и понятия не имели. Как-то подозрительно все это выглядит! Ладно, если подобное случалось бы изредка. Так нет же: месяца не проходит, чтобы на официальном сайте Ростандарта не появилось сообщение-другое об очередной отзывной компании того или иного автопроизводителя. Заметим, что еще лет десять назад публикация подобного объявления воспринималась автопроизводителем (да и автопокупателем, кстати) как удар по репутации и маркетинговый кошмар. Но с течением времени подобная практика стала нормой и, похоже, даже превратилась в один из инструментов маркетинга.
Судите сами: объявляя отзывную компанию автопроизводитель организует замечательный информационный повод, привлекая к себе внимание СМИ – благо подобные новости с некоторых пор воспринимаются публикой без негатива. И даже наоборот, до потребителя таким образом доносится мысль, что бренд заботится о своих клиентах – бесплатно устраняет ужасные проблемы! Заметьте: постоянно отзывать свои машины стали абсолютно все автопроизводители – после того, когда авто в массе своей казались настолько напичканы электроникой, что стали умней своих владельцев. То есть, когда среднестатистический человек стал не в состоянии проверить – что там в его машине в ходе отзывной компании исправляли и зачем.