На днях выяснилось, что столичный Дептранс намерен вбухать аж пять млрд. рублей в закупку «электрических мобилей». «В ближайшие три года инвестиции правительства Москвы в закупку экологически чистого электротранспорта составит не менее 5 млрд. рублей», – заявил замглавы столичного Департанса и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин. Учитывая планы ликвидировать троллейбусные маршруты на Садовом кольце, парка «рогатых» Москве на ближайшее время хватит с лихвой. В связи с этим напрашивается вывод, что речь идет о закупках электрических городских автобусов.
Напомним, что громко анонсировавашийся в прошлом году «пилотный проект» испытаний электробуса на улицах столицы был потихоньку свернут. Электрическиq ЛиАЗ выдержал всего пару недель эксплуатации на осенних московских улицах. После чего отправился на родину в Ликино. По официальной версии, для устранения серьезных проблем в системе управления энергетикой. Неизвестно, чем окончатся дальнейшие испытания этого чуда. И главное – когда. Ведь пока отечественные «электроники» учатся делать автобус-электромобиль, китайцы во всю предлагают свой электричесий городской транспорт. Один такой китайский бас стоит сейчас около 28 млн. рублей. Для справки, на обычный городской дизельный ЛиАЗ ценник составляет около 5,7 млн. рублей, на «гармошку» – около 14 млн. То есть никакого финансового резона тратить деньги налогоплательщиков на приобретение электробусов нет.
Как, впрочем, и экологического смысла. Немцы уже давно просчитали, что до электромотора того же троллейбуса доходит лишь 5% от энергии, получаемой от сжигания угля или газа на электростанции. Остальное банально теряется при передаче в электросетях. Для электромобиля этот процент будет куда ниже – из-за наличия еще и аккумулятора в цепочке электростанция-мотор. Фактически, каждый электромобиль гадит природе, как минимум, в четыре раза больше, чем обычный дизельный, отвечающий нормам «Евро 4».
Однако подобные соображения не колышут столичных чиновников, сделавших электрификацию транспорта самоцелью. Достаточно вспомнить историю закупки электромобилей для мониторинга экологической обстановки в городе. Мало того, что каждый из них обошелся городу, как минимум, вдвое дороже чем какой-нибудь Renault Logan. Следить за экологией эти игрушки, как оказалось, могут лишь в теплое время года. Поскольку на зимнюю эксплуатацию их энергетических возможностей банально не хватает. Кстати, эти i-MIEV, в раскраске экологической службы Москвы буквально несколько дней назад выползли под весеннее солнышко. Забавно наблюдать, как машинки «берегут природу», экологично патрулируя лесопарковые зоны в непосредственной близости от оживленных городских магистралей. Вдвое более бюджетный Logan или Hyundai Solaris справился бы с этой задачей не хуже и не простаивал бы по полгода в ведомственном гараже.