Чтобы изжить региональную самодеятельность с завышением тарифов на эвакуацию, ФАС подготовила приказ «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты». Но особой радости по этому поводу не предвидится. Власти уже не раз подобным образом «вставали на защиту» интересов граждан, однако водителям (верней их кошелькам) от этого становилось только хуже. Пять лет назад правительство «решительно решило» привести в порядок транспортное налогообложение: ввели акцизы на топливо, якобы в замен транспортного налога.
И мгновенно «забыло» отменить транспортный налог. Недавно реформировали ОСАГО — разумеется в интересах граждан автовладельцев! Граждане теперь платят за полисы вдвое больше, а страховщики, как и раньше, выплачивают гражданам вдвое меньше, чем собирают с них. Зато в стране появился с десяток регионов, где полис ОСАГО теперь не купишь вообще, ни за какие деньги. А теперь и до эвакуации руки дошли. Граждан давно уже напрягают расценки, по которым работают муниципальные эвакуаторы. В Москве, например, их уже несколько лет возмущает, что стоимость доставки легковушки на штрафстоянку зависит, почему-то, от мощности ее мотора, а не веса и размеров. До 80 л.с. — 3000 рублей, 80−250 л.с. — 5000 рублей и свыше 250 л.с. — 7000 рублей, если кто-то не в курсе.
В отправленной в Минюст на регистрацию методичке ФАС мощность мотора в расчете тарифа отсутствует, ура! Согласно ей тарифы «могут дифференцироваться исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов и категории транспортного средства». Но! Рассчитать их можно на основе экономически обоснованных затрат на эвакуацию, либо методом сопоставимых рыночных цен — то есть по аналогии с расценками эвакуаторов-частников. Что касается Москвы, то последние в среднем за 2500 рублей отвезут какую угодно легковушку куда угодно в пределах МКАД. На основании этого факта кое-кто уже сделал вывод, что с 1 сентября «зеленые крокодилы» столичного АМПП снизят свои 3000−5000−7000-тысячные расценки до адекватных 2500 рублей. И не надейтесь.
Во-первых, раз методика вступит в силу с 1 сентября, ее исполнять, то есть пересчитывать тарифы, местные власти начнут не раньше. И торопиться особо не будут — никто ж не гонит. А во-вторых, с точки зрения «экономического обоснования», совершено дикие московские расценки на эвакуацию имеют прочный базис. Выяснилось это более года назад, когда один дотошный юрист дошел до Верховного суда, пытаясь оспорить адекватность столичных «ценников» на эвакуацию. Напомним, что столичные власти представили суду данные, согласно которым ежемесячные затраты на эксплуатацию каждого муниципального эвакуатора, якобы, составляли (по крайней мере на тот момент) около 400 000 рублей. Из этой суммы львиная доля, утверждали чиновники, идет на оплату труда водителей и соответствующие отчисления в бюджет — всего около 200 000 рублей.
Далее, поскольку все (на тот момент, опять же) эвакуаторы были в лизинге, платежи по этой статье составляли еще 90 000 рублей в месяц. В пересчете на каждую эвакуацию, ее стоимость только с учетом указанных статей расходов, составляла 3800 рублей. Но это только без учета «общехозяйственных расходов» — на содержание диспетчерской службы, стоянок, охрану, на электроэнергию для помещений
То есть себестоимость одной доставки легковой машины на штрафстоянку в Москве, по мнению местных властей составляет не менее 5800 целковых. С учетом того, что подавляющее большинство машин, эвакуируемых в столице, попадает в «мощностную категорию», соответствующую 5000-тысячному ценнику, столичный бюджет еще и доплачивает по 800 рублей за каждую увезенную на штрафстоянку машину! С момента того памятного заседания ВС прошло более года, поэтому наверняка в «методике от Москвы» затраты на каждую эвакуацию наверняка еще и выросли в связи с инфляцией, ростом тарифов на энергию, топливо и прочее. Поэтому столичные власти если не с оптимизмом, то без всякого беспокойства ожидают вступления в силу нового документа ФАС. На его основе они совершенно официально смогут увеличить тарифы за эвакуацию машин нарушителей с 5000 рублей, в среднем, до 6000−6500 рублей. При том, что, напомним, частные эвакуаторы как-то умудряются делать, по сути, ту же самую работу, как минимум, вдвое дешевле — 2500 рублей.