Справедливости ради стоит отметить, что после летнего подорожания на АЗС в конце сентября цены на «горючку», пусть и не столь ощутимо, но все-таки ослабли. Скажем спасибо введенному запрету на экспорт нефтепродуктов и возврату топливного демпфера. Хотя, надо признать, правительственные меры аукнулись удешевлением лишь точечно и на словах.
Да, по цифрам прайсы за литр топлива стали приятнее, но если сравнивать их с началом лета, то как ни крути, стоимость все равно остается завышенной. Причем достаточно сурово — примерно на 15—18%. А по оценкам ряда профильных экспертов, наценки на российских «заправках» вдвое выше, чем средний показатель во многих странах мира, который равен 10%.
Кроме того, очень похоже, что в ряде регионов цены формируются совсем не рыночными методами, а с помощью неформальных договоренностей между крупными игроками. Не зря ведь даже ФАС выносила соответствующие предупреждения некоторым нефтяным компаниям. Но факт остается фактом: опускать ценники на бензин не выгодно ни продавцам, ни властям, которые получают с прибыли коммерсантов «некислые» налоги. Однако некоторые парламентарии считают, что регулярный рост цен на заправках можно победить.
К примеру, председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предлагает ввести жесткое регулирование цен на нефтепродукты путем внесения изменений в закон «О торговле». Правда, в качестве временной меры. По его мнению, «рост стоимости бензина, дизеля и керосина ежегодно не должен превышать прогнозируемый уровень инфляции, установленный в федеральном бюджете на очередной финансовый год». Своим законопроектом депутат предлагает организовать четкие алгоритмы по прогнозированию работы НПЗ, принять механизм насыщения внутреннего рынка достаточными для предотвращения роста цен объемами топлива, а также ввести систему директивных указаний ключевым поставщикам нефтепродуктов.
А депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, предполагающий введение механизма максимально возможных розничных цен на дизельное топливо и бензин. Иными словами, стоимость «горючки» на АЗС не должна превышать предельно допустимую планку, утвержденную правительством на определенный срок. Однако тут стоит заметить, что в случае принятия закона, нефтяники преимущественно станут гнать сырую нефть за рубеж. На худой конец, попросту снизят уровень добычи. А чем это обернется, полагаем, вы и так понимаете.
Все верно: падением налоговых отчислений в государственную кормушку и возникновением нового кризиса на топливном рынке. Впрочем, он и без того отнюдь не медленно, но верно набирает обороты. Как уже было сказано, цены на «горючее» хаотично растут, что напрямую отражается на экономике страны. Скачкообразное повышение прайс-листов мгновенно сказывается на удорожании логистики, и как следствие, приводит к повышению стоимости всего и вся, включая товары первой необходимости и продукты питания. Причем вне зависимости от внутренних и мировых цен на нефть, топливо в России продолжает дорожать.