6127

А ручки — вот они: власти выборочно задирают цены на горючее

На чем прокалываются монополисты и лоббисты
Сопоставлять лежащие на поверхности факты и делать на их основе адекватные выводы — искусство, доступное не каждому. Но события, происходящие на рынке моторного топлива России в последние несколько месяцев, способны развить этот скилл даже у самого простодушного и доверчивого автомобилиста.
Поделиться
Изображение А ручки — вот они: власти выборочно задирают цены на горючее

Как объявила пресс-служба правительства России, «топливно-энергетический» вице-премьер Александр Новак провел совещание по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов с руководством нефтяных компаний, представителями Минэнерго, Минфина, ФАС, Минсельхоза и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Подобные мероприятия проходят достаточно регулярно — в особенности после случившегося летом текущего года стремительного взлета цен на внутрироссийском рынке горючего.

16-го ноября состоялось совещание, а уже сегодня, 17-го на Санкт-Петербургской бирже случилось резкое падение цен на топливо. Бензины «в опте» подешевели на процент-полтора — до 51 142 рублей за тонну АИ−92 и 54 215 рублей за тонну АИ−95. Тонна дизтоплива (летнего) — аж почти на 4%, до 60 000 рублей.

Разумеется, широкой публике никто не докладывал о содержании беседы у Новака. Однако связь между этим событием и резким падением оптовых цен на горючее просто бросается в глаза. Наглядно иллюстрируя тот факт, что власти имеют все возможности самым непосредственным образом «рулить» вроде как рыночным ценообразованием на горючее в стране. Между тем на протяжении всего лета и начала осени биржевые цены на моторное топливо в России росли феерически образом, добравшись в итоге до отметок свыше 70 000 рублей за тонну.

фото АвтоВзгляд

И тут возникает резонный вопрос: а что мешало минувшим летом провести совещание-другое у Новака — с такими же решениями как 16 ноября? Глядишь — и сбили бы волну подорожания. Не пришлось бы применять «тяжелую артиллерию» в виде полного запрета экспорта нефтепродуктов из России. Вместо этого профильные ведомства все лето флегматично наблюдали за процессом и лишь иногда комментировали ситуацию в том духе, что все, мол, под контролем, рынок все отрегулирует. Один только сельскохозяйственный министр периодически не мог сдерживаться и выдавал «в эфир» нервические сентенции про растущий дефицит горючего на отечественном рынке и реальную угрозу остаться без урожая из-за исчезновения дизтоплива с нефтебаз.

Любопытно также, что вчерашнее совещание у Новака обрушило биржевые цены практически на все виды моторных топлив кроме одного — зимнего дизельного. Оно наоборот выросло в цене на полпроцента, едва не добравшись до психологично-символичной цифры 70 000 рублей/тонна. С учетом обнаружившейся полной управляемости российского рынка нефтепродуктов со стороны властей, можно сделать вывод, что правительство нынче совсем не против, чтобы нефтяники заработали лишнюю «сезонную копеечку» на владельцах коммерческой техники — она ведь практически вся работает на тяжелом топливе. То есть, в конечном счете, на каждом жителе России, на кошельки которых неизбежно переложатся растущие расходы перевозчиков на горючее.