Второе с октября прошлого года повышение стоимости полисов ОСАГО состоялось. Еще на прошлой неделе базовый тариф составлял 2574 рубля, а сегодня минимальная цена страховки может стоить от 3432 до 4118 рублей – на 40-60% дороже. Большинство страховщиков (совершенно не сговариваясь друг с другом!) продают теперь полисы по максимально возможным базовым расценкам – за 4118 рублей.
В той же Москве теперь страховка на какой-нибудь несчастный Daewoo Matiz стоит аж 8236 рублей. А еще каких-то полгода назад за ОСАГО на него брали всего 3960 целковых! Да, власти декларируют, что «за железо», пострадавшее в аварии, будут выплачивать до 400 000 рублей, а за вред здоровью – до 500 000 рублей. С вредом здоровью пока непонятно – как и сколько будут выплачивать страховые компании. Дело в том, что методика расчета выплат изменилась вместе с введением новых тарифов ОСАГО. Об этой сфере вменяемый и не ангажированный страховщиками наблюдатель может сейчас сказать лишь одно: «поживем – увидим».
Зато о выплатах по ОСАГО за поврежденное имущество уже можно кое-что сказать. За прошлый год «средний чек» компенсации за порушенную в ДТП машину по ОСАГО составил около 37 000 рублей. Даже с учетом упавшего с тех пор рубля, аналогичная величина в этом году вряд ли составит больше 55 000 рублей. То есть платить страховщики будут не намного больше чем до сих пор, зато получать с автовладельцев начнут как минимум вдвое больше чем до реформы ОСАГО.
В 2014 они вытянули у автомобилистов более 150 млрд. рублей, а выплатили лишь 88,8 млрд. Хотя, согласно законодательству об ОСАГО, страховые компании обязаны(!) выплачивать пострадавшим не менее 77% от собранных в рамках ОСАГО средств. То есть за прошлый год они должны были перечислить автомобилистам не 88,8 млрд, а около110 млрд рублей. Вместо этого профит «бедных-несчатных страховщиков» еще при старых тарифах составил за 2014 год более 60 млрд. рублей. И, заметьте, никто из госорганов, контролирующих эту сферу экономики, даже не пискнул. Напротив: страховщикам разрешили увеличить цену страховки.
Теперь, после практически двукратного роста стоимости ОСАГО, они будут собирать ежегодно уже более 300 млрд. рублей! «Энтузиазм», с которым страховые компании платят по ОСАГО, позволяет прогнозировать, что выплаты за 2015 год вряд ли превысят 150 млрд. рублей. Государство постарается «забыть» про обязанность выплаты пострадавшим 77% собранного в рамках ОСАГО. Благодаря этому прибыль страховщиков от бизнеса на ОСАГО скачкообразно вырастет с нынешних 60 млрд. рублей до 150-160 млрд. рублей в год.
Поэтому уже через год крайне увлекательно будет наблюдать, как «эксперты страхового рынка» и пиарщики страховых компаний станут вешать нам лапшу на уши по этому поводу. Эти люди не понимают одного: установленные с 12 апреля тарифы ОСАГО, особенно в нынешней ситуации в российской экономики, прямо подталкивают автовладельцев к массовом отказу от покупки полиса «автогражданки». Ведь за его отсутствие, согласно КоАП, водителю грозит лишь 800 рублей штрафа. И то, если его машину остановит полицейский.