Российский союз автостраховщиков (РСА) подвел итоги продаж ОСАГО за первый квартал 2015 года. К его началу базовый тариф полиса уже вырос на 25% по сравнению с ценами первого квартала прошлого года. А в апреле, случилась новая, более масштабная, волна подорожания полисов «автогражданки» – еще на 40-60%. Поэтому оценка ситуации в первом квартале 2015 позволит предсказать события в сфере ОСАГО, которые могут случиться в ближайшие месяцы. Самый тревожный на наш взгляд симптом – снижение числа проданных полисов ОСАГО: 8,53 млн. против 8,656 млн. за первый квартал года 2014.
Средний размер выплат пострадавшим вырос благодаря повышению минимального уровня износа авто с 80% до 50%. А также введению РСА единого каталога стоимости запчатей и расценок на ремонтные работы.
Падение, на первый взгляд, малозаметное, всего на 126 000 штук. Но не забывайте, что при этом российский автопарк рос! Хотя и замедленными темпами, но увеличивался. За первый квартал 2015 года, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано 380 000 новых легковушек и легкого коммерческого транспорта. Новые авто из салонов без ОСАГО не уезжают. Поэтому можно смело говорить о более чем 500 000 машин в России, чьи хозяева в этом году решили не покупать полис ОСАГО. Сложно поверить, что при этом все они дисциплинированно поставили свои транспортные средства на прикол и ходят пешком. Скорее всего, большинство продолжает ездить, приобретя за символическую сумму какой-нибудь «левый» полис – лишь бы было что гаишнику показать.
И это, подчеркиваем, случилось после подорожания автогражданки всего на 25%. А с начала апреля суммарный рост цен на ОСАГО по сравнению с прошлым годом составляет уже 65-85%. Не сложно представить, какая будет статистика продаж полисов за второй квартал, а потом и по итогам 2015 года. Количество не застрахованных по ОСАГО машин на дорогах вполне может превысить несколько миллионов. А это означает возврат в «лихие девяностые». Кто сейчас помнит, когда из виновников аварии пострадавшая сторона выбивала возмещение с привлечением мускульной силы «братков»? Шанс освежить воспоминания вырисовывается более чем реальный. Прочие цифры статистики РСА уже не так пугают, но тоже не безынтересны.
Не менее 17,5 млн. из почти 50 млн. российких водителей ни разу не становились виновниками ДТП.
Так, за первый квартал страховые компании продали водителям полисов на 36,7 млрд. рублей (в прошлом году 28,8 млрд.) – на 27% больше. Выплатили в качестве компенсаций 26,4 млрд. рублей против 18,8 млрд. в 2014 – на 40%. Другими словами, отдали пострадавшим 78% от собранного. Это ровно столько, сколько требует законодательство об ОСАГО. Напомним, что за 2014 год страховые компании в качестве возмещения выплатили пострадавшим лишь 58% от собранного: 88 млрд. рублей из 150 млрд. Но тогда и «игроки страхового рынка», и разномастные эксперты выли и стенали на каждом углу о диких убытках страховщиков. А сейчас – ни звука, то есть все в порядке в отрасли. Парадокс? Нет, это просто PR: как говорится, «ничего личного».