Собственное видение компенсации подорожавшего ОСАГО для малоимущих слоев автовладельцев озвучило Министерство финансов. «Наша позиция в том, что граждане с очень большим стажем вождения, то есть пенсионеры и другие категории граждан, которых мы хотели бы по поручению президента защитить, они, как правило, относятся к категориям, которые водят аккуратно. Надо работать в направлении коэффициентов», – заявил представителям информагентств замминистра финансов Алексей Моисеев. Предложение оригинальное, но несколько странное. Оно основано на ошибочном по сути утверждении, что большой стаж, якобы, то же самое, что и безаварийный. Это далеко не так.
Данные ГИБДД за первый квартал 2015 года подтвердили, что аварии на загородных трассах приводят к более кровавым последствиям, нежели происшествия в городских условиях.
Годы, проведенные за рулем, кое-кому добавляют опыта. Но далеко не всем. Да и реакция с возрастом сильно падает. Косвенным подтверждением тому могут служить данные полицейской статистики. Дело в том, что с начала этого года ГИБДД начало публиковать массу дополнительных данных, сопутствующих авариям с пострадавшими в России. Благодаря этому, в частности, мы узнали, что больше всего аварий за первый квартал 2015 года устроили не новички на дорогах, а опытные водители. Оказалось, что по вине шоферы с общим стажем вождения свыше 15 лет на дорогах страны случилось больше трети аварий – 9787 происшествий. Новички (со стажем менее трех лет) стали авторами втрое почти меньшего числа «бамсов» – 3686 штук.
Понятно, что водителей с большим стажем гораздо больше, чем начинающих драйверов и полицейские данные нужно рассматривать через эту призму. Но в любом случае, приведенные выше цифры заставляют воздержаться от установки знака равенства между понятиями «большой стаж» и «безаварийный стаж». Если же «принцип стажа» представителя Минфина верен, то что мешает защитить безаварийных старичков-водителей простейшим образом: просто увеличить скидки за безаварийную езду. Сейчас в качестве бонуса за каждый год безаварийного вождения, цена последующего полиса ОСАГО уменьшается на 5%. Это называется «бонус-малус». Благодаря ему, на 11-й год безаварийного вождения полис ОСАГО обойдется вам вдвое дешевле. Но дальше – все. Хоть еще 20 лет разъезжай без единой аварии по твоей вине, – никаких скидок на ОСАГО не положено, только 50% и ни копейкой меньше!
Согласно статистике ГИБДД за январь-март 2015 года, в России дамы-водители совершили втрое меньше ДТП, нежели мужчины.
Так вот, ради поддержки безаварийных и социально незащищенных водителей, почему бы не сдвинуть планку максимального «бонус-малуса» с 50% до, скажем, 90%? Если человек десятилетиями покупает полисы ОСАГО, отдавая кровные рубли страховым компаниям, не вынуждает их оплачивать устроенные им аварии, не создает проблем другим участникам движения, – почему бы не снять с него этот ежегодный оброк? Хотя бы большую его часть? В первую очередь это будет полезно именно для осторожно-аккуратных пенсионеров – раз уж, по мнению Минфина, они все такие безаварийные.