8378

Страховщики не хотят возвращать деньги за навязанные услуги

Даже ФАС не может заставить страховые компании впасть в «период охлаждения»
Недавний скандал со временным отзывом лицензии у Росгосстраха, долгие годы отказывавшегося продавать полисы ОСАГО без дополнительных услуг, заставил таки страховое сообщество навести некоторый порядок в этом вопросе. Однако возвращать гражданам деньги за дополнительно навязанные страховые продукты они не хотят. И более того – собираются «грузить» автовладельцев и дальше...
Изображение Страховщики не хотят возвращать деньги за навязанные услуги

Между тем, число моторизованных россиян, которым страховщики впаривали ОСАГО исключительно вместе с другими видами страховок, исчисляется сотнями тысяч, ведь этим делом промышляли многие компании. И Росгосстрах, как крупнейший игрок на этом рынке, был выпорот властями именно в назидание им. Отчасти подействовало – Российский союз автостраховщиков (РСА) даже выпустил – и для своих членов, и для клиентов – «памятку» о том, как правильно продавать-покупать полисы (подробности этой инструкции вы найдете здесь), чтобы избежать навязывания допуслуг. Но при этом ни слова не было сказано о том, как граждане, попавшиеся на страховой «развод», могут вернуть насильственно отнятые у них деньги. И в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Антимонопольщики предложили страховщикам войти в так называемый период охлаждения, подразумевающий, что водитель, купивший ОСАГО с нагрузкой, в течение определенного времени может расторгнуть этот кабальный договор и вернуть все потраченные деньги до копейки. РСА оставалось только определить срок, в который пострадавшие могут это сделать. Но не тут то было!

На днях РСА распространил релиз, в котором, по сути, не только отказался «охладиться» (то есть вернуть клиентам неправедно заработанные его членами деньги), но, по сути, оставил за страховыми компаниями право брать с граждан лишнее и в дальнейшем. Только теперь, согласно заявлению президента РСА Игоря Юргенса, это будет называться не «навязыванием дополнительных услуг», а «кросс-продажами». Мол, «продажа полиса ОСАГО – это «точка соприкосновения» с клиентом, возможность для страховщика предложить и другие свои услуги». И так то оно так, только возникает вопрос, как закостенелый в правовой неграмотности россиянин (особенно – в глубинке, особенно – в возрасте) разберется, что имеет полное право отказаться от вежливого предложения агента застраховать не только свою обязательную гражданскую ответственность, но еще и дачу от пожара? И если только на следующий день сообразит (друзья подскажут, газетку случайно прочтет), что был не обязан приобретать совершенно не нужный ему страховой продукт, то почему по горячим следам не сможет от него отказаться? На эти вопросы г-н Юргенс не отвечает, замечая лишь, что «уже сейчас мы отмечаем резкое снижение числа жалоб на навязывание допуслуг при продаже ОСАГО». Из чего следует, что жалобы все таки есть, а периода охлаждения – и в помине...

А значит число водителей, уже отказавшихся от ОСАГО (а их, по некоторым данным уже около миллиона), будет только расти.