Директор указанного института Дмитрий Журавлев сообщил, что значительный отток клиентов ощущают юридические компании, специализирующиеся на ОСАГО. Речь идет о компаниях, помогающих попавшим в ДТП получить адекватную компенсацию от страховщиков. Число обратившихся к ним клиентов сократилось на 30–40%. Причины столь резкого оттока желающих напустить юридически подкованных посредников на страховую организацию г-н Журавлев видит в следующем.
Первая. Если страховщики некорректно рассчитали стоимость восстановительного ремонта, пострадавшие обращаются к независимым экспертам, определяющим ущерб по Единой методике, и направляют претензию. После этого они в 90% случаев без проблем получают недостающую сумму, и обращаться к посредникам не имеет смысла.
Вторая. Разница между начислением страховой компании и реальным размером ущерба настолько незначителен, что в суд идти не имеет смысла.
Третья. Страховые компании все чаще возмещают ущерб не деньгами, а направлением в партнерский сервис на ремонт, который они оплачивают напрямую.
Если отставить за скобками законные подозрения в компетентности института, первой строкой в специализации которого указаны PR и GR-консалтинг, а вовсе не статистика или социологические исследования, то доводы звучат вроде как убедительно. Похоже действительно, как говорит г-н Журавлев, рынок юридических услуг в этой сфере объективно сжимается, и многим компаниям в скором времени придется менять профиль.
Но возникает вопрос – почему именно новой системе ОСАГО возносится хвала за упорядочение столь доходной области права? Ведь доля судебных выплат по страхованию гражданской ответственности, которые идут на оплату судебных издержек (в том числе и на платежи автоюристам) за первое полугодие 2015 года составило 40% от общей суммы выплат, взысканной по решению судов!
Не логичнее предположить, что граждане с одной стороны теряют веру в справедливость суда и в искренность желания юристов помочь им, а не заработать на них? Хождение по мукам, в которое выливается любое обращение к правоохранительной системе, часто не окупается размером суммы, на которую страховая компания кинула своего клиента, попавшего в беду. Кстати, услуги перекупщиков долгов, которые по договору цессии скупают обязательства страховщиков перед пострадавшими, своей популярности не утеряли. А стремление судиться по любому поводу независимо от грядущих дивидендов нашим согражданам в отличие от американцев не присуще. Действительно серьезные случаи ущерба как раз и составляют ту долю обращений к автоюристам, которая еще у них осталась. Так при чем тут ОСАГО? Может, дело вообще в кризисе, из-за которого у людей все меньше времени и желания влезать в не слишком понятные процедуры, исход которых рядовому гражданину также совершенно неясен?