Так называемое умное КАСКО предполагает, что при покупке полиса в диагностический разъем авто вставляется (или подключается к клеммам аккумулятора) небольшой прибор, собирающий данные о стиле вождения страхователя. Он снимает показания с помощью встроенных датчиков и электронного блока управления автомобилем.
В мире уже 12 млн. автомобилистов имеют страховые полисы на основе телематики.
Процедура установки занимает пару минут, после чего страховщик будет знать куда, в какое время суток и на каких скоростях ты едешь, совершаешь ли резкие маневры и торможения. Поанализировав полученную информацию в течение двух-шести месяцев, страховая компания или признает тебя аккуратным водителем (и тогда предоставляет обещанную скидку и), или нет – в этом случае автовладелец расплачивается за полис по полной программе.
В абсолютных цифрах это выглядит примерно так. Скажем, 25-летняя водительница с 4-летним стажем, покупающая полное КАСКО на новенький KIA Rio (хетчбэк 2016 года выпуска, 123 л.с.) должна будет заплатить в «Интач-страховании» ориентировочно 75 000 рублей, в «АльфаСтраховании» и «Уралсибе» – примерно 60 000 «деревянных». Но купив полис «Умное страхование» у первой компании, «Очень умное КАСКО» и «Точное КАСКО» у второй и третьей, она, теоретически, может сэкономить около 18 000, 30 000 и 20 000 рубликов соответственно. Согласитесь, предложение более, чем интересное. Но, повторимся, только при условии, если леди докажет телематике, что является адекватной «рулевой». А это, как выяснили корреспонденты портала «АвтоВзгляд» на собственном опыте, ой как непросто, если вообще возможно, но об этом чуть позже. В итоге заплатить придется по-полной.
Телематика – реальный инструмент для автовладельцев, позволяющий заметно снижать стоимость КАСКО, потому что в его основе лежит принцип «плати как ездишь».
Между тем, многие водители считают себя аккуратными на том простом основании, что много лет ездят безаварийно. И купив умное КАСКО удивляются, почему в итоге не смогли сэкономить. Увы, но возможности заранее проверить себя на соответствие своих водительских способностей и умений требованиям страховых компаний, и только потом решать, экономить ли с помощью умного страхования или нет, страховщики не дают. И получается этакое элегантное «разводилово»: вроде и предупреждая граждан, что умное КАСКО подходит только для аккуратных водителей, страховщики не вдаются в подробности своей оценки такой аккуратности и способов ее достижения. В итоге клиент «попадает» на деньги. Точнее, «попадал» до сегодняшнего дня.
Сегодня же любой водитель может скачать на свой смартфон бесплатное приложение «Автопортрет», работающее на операционных системах iOS и Android, и объективно оценить свой стиль вождения с позиций страховых компаний. Разработчики – компания Raxel Telematics – утверждают, что на это уйдет меньше месяца, при этом промежуточные оценки манеры вождения можно получать практически ежедневно. А после 500 км пробега водителю присвоят персональный рейтинг и промокод на индивидуальную скидку на КАСКО в компании «Уралсиб». Портал «АвтоВзгляд» первым протестировал приложение «Автопортрет» и очень благодарен этой страховой группе за честную игру, хотя остальные члены страхового сообщества ее явно не оценят. Потому как пятидневное управление машиной под контролем этого приложения показала, что в погоне за максимальной скидкой умного страхования ты не ездишь, а ерзаешь. А в условиях мегаполиса так и вовсе становишься откровенно аварийно опасным водителем.
Мобильное приложение «Автопортрет» поможет объективно оценить свое вождение и понять, можно ли сэкономить на страховке машины, или телематика — не ваш вариант.
Итак, для определения степени безопасного вождения (расчета потенциальной аварийности) приложение «Автопортрет» использует более 20 параметров, в числе которых соблюдение скоростного режима, резкие ускорения и торможения, манера прохождения поворотов, время вождения, пробег, использование телефона во время движения и другие. И, согласимся, если водитель перестанет превышать, подрезать, «вышивать», аварийные риски снижаются значительно. Тем более, что по данным Raxel Telematics, превышение средней скорости по городу всего на 20 км/ч вдвое повышает риск попадания в ДТП, а резкие ускорения, торможения и перестроения являются причиной каждой пятой аварии.
И вот, вооружившись «Автопортретом», мы попытались ездить по Москве по новому. Проблем не возникло, пожалуй, только со скоростью – даже при свободном трафике поток здесь, как правило, не выходит за рамки ПДД, КоАП и здравого смысла. Что же касается всего остального...
Без резких торможений в столице не обойтись никак – тебя к этому ежеминутно вынуждают соседи по потоку, то неожиданно вклиниваясь перед тобой, то столь же внезапно выезжая из дворовых проездов, то проскакивая на «краснеющий желтый». Всегда держать нужную дистанцию? Что ж, держим и получаем какофонию возмущенных гудков, да и самим двигаться с черепашьей скоростью жутко некомфортно.
До 70% покупателей КАСКО – автовладельцы, ездящие аккуратно и безаварийно годами, по сути компенсируя ущерб от оставшихся 30% – агрессивных водил и мошенников.
В свою очередь и сами нет-нет, но резко ускоряемся, чтобы, например, следуя в левых полосах, не проскочить нужный съезд с МКАД, ТТК или Садового. Разумеется, эти маневры можно делать загодя, но тогда опять же приходится долго «тошнить» в правом ряду, опаздывая куда только можно. А как «необоснованно», с точки зрения этого приложения, не ускорятся, если плавно перестроиться в нужный ряд не позволяет «вежливость» соседей и ты вынужден ловить любой просвет между ними?
Одним словом, сотрудники сайта «АвтоВзгляд», тестировавшее приложение, быстро пришли к выводу, что умное КАСКО – не для них и, нверное, не для большинства российских водителей. Но при этом никто из них не стал удалять из своих смартфонов «Автопортрет»! Все честно признались, что хотят регулрно получать базовую аналитику о своей манере вождения, чтобы объективно оценить, обратить внимание на наиболее значимые риски и попытаться их скорректировать.
Число российских пользователей КАСКО с телематикой к 2020 году вполне может достигнуть 2-3 млн. человек.
А умное страхование, как нам кажется, должно заинтересовать молодыех автовладельцев с небольшим стажем вождения. Да, у них высокие риски и, соответственно, очень высокая цена страховки. Однако известно, что более 40% водителей до 25 лет со стажем до 5 лет ездят гораздо аккуратнее автовладельцев возраста 35+ с более чем 10 летним стажем. И доказать свое попадание в эти 40%, и получить гораздо более выгодное предложение можно только с помощью телематики. От ее использования могут выиграть и те водители, которые не ездят в ночное время, соблюдают скоростной режим, стараются не допускать агрессивных маневров, часто ездят по одному и тому же маршруту, например, из дома на работу. В любом случае, теперь понять, нсколько выгодно дешевое, но умное КАСКО можно прежде, чем за него заплатить.