Идея состоит в том, что каждой компании случайным образом будет присваиваться массив трехзначных номеров, количество которых равно рыночной доле страховой компании (ее рассчитают в соответствии с утвержденным принципом распределения договоров). После чего все автовладельцы, номера техпаспорта которых заканчиваются на номер из массива, будут вынуждены заключать договор с присвоенным им страховщиком. Таблицы соответствия трехзначного окончания техпаспорта конкретной страховой компании будут опубликованы на сайте РСА. По ним автовладелец сможет узнать, полис какого именно страховщика ему продадут в офисе любой компании региона. Правда, в РСА заверяют, что если автовладелец не будет доволен «ниспосланным» ему по техпаспорту страховщиком, он сможет выбрать другого.
Как это будет выглядеть на практике, представить легко. Активно отстаивать свои потребительские права, а прежде всего – разбираться в них, готова едва ли треть сограждан. А большинству автовладельцев будут навязывать полис того страховщика, которого выбрал «слепой случай», или же чьи-то старания. Безальтернативно, поскольку разъяснение потребителю его права выбора агентом, заинтересованным продать что-то конкретное – нонсенс.
Чем это чревато, также представить несложно. Во-первых, человеку выгодней выбирать того страховщика, который доступней и лучше платит. А если заработает «по полной программе» страховое возмещение через ремонт на СТО по направлению страховщика, то и предлагаемое тем или иным страховщиком место ремонта будет иметь значение. Все эти критерии потребительского выбора окажутся под угрозой.
А право свободного выбора исполнителя услуги у потребителя есть по закону и должно таковым оставаться. Но активное лобби страховщиков все чаще и чаще «задвигает» принципы законодательства о защите прав потребителей в угоду своим интересам. Будь то введение обязательного досудебного порядка рассмотрения претензий граждан, который затруднил судебную защиту; поправки в закон, ограничивающие финансовую ответственность страховщика по сравнению с Законом РФ «О защите прав потребителей»; необъявленная, но очевидно идущая информационная компания против «автоюристов», которые, хотя и «портят кровь» страховщикам, но все же работают в интересах автовладельцев.