Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс предложил увеличить наказание за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО. Он считает, что существующей в КоАП санкции в виде 800-рублевого штрафа недостаточно, и ее нужно увеличить до 8 000 рублей. Не отличающаяся оригинальностью идея явилась деятелям из РСА не случайно. По их данным более 1 млн. водителей России ездят без полисов ОСАГО или с поддельными бланками. Для справки, сейчас на руках у автовладельцев страны имеется порядка 40 млн. легитимных полисов «автогражданки».
Ранее сообщалось, что РСА предлагает внести в законодательство об ОСАГО новый повышающий стоимость полиса коэффициент — для нарушителей ПДД. За 5 нарушений в год базовая цена умножается на коэффициент 1,86, за 10−14 нарушений — на 2,06, за 15−19 — на 2,26, за 20−24 — на 2,45, за 25−29 — на 2,65, а за 35 нарушений ПДД и более — на 3,04. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций депутат ЛДПР Ярослав Нилов высказался резко против очередной инициативы страховщиков.
— Страховые компании должны вести себя цивилизованно, работать по принципу «клиент всегда прав», а не по принципу кассирши советского гастронома — «вас много, я — одна». Поэтому вопрос о повышении ответственности за отсутствие ОСАГО надо снять с повестки дня и сосредоточиться на обеспечении цивилизованной работы страхового бизнеса и недопущении издевательств в отношении водителей путем искусственно созданных препонов при продаже полисов и попыток снизить либо вообще не выплачивать компенсацию, — считает депутат.
Напомним, что за январь-июнь 2016 года страховщики собрали 114,519 млрд. рублей страховых премий по ОСАГО, а выплатили за это же время всего 74,793 млрд. рублей. То есть 45% собранных миллиардов осели на счетах страховых компаний. Но им и этого, похоже, мало и они, что называется, «готовят PR-почву» новым для себя поблажкам в надежде, что будущий состав Госдумы пойдет у них на поводу. Примерно такую же истерику в СМИ страховщики, помнится, устроили, когда пару лет назад решался вопрос о повышении стоимости полисов ОСАГО. В конце концов она выросла практически вдвое.
В частности, страховщики сейчас тратят массу усилий на продвижение в СМИ идеи возмещения в рамках ОСАГО ущерба после ДТП не деньгами, а ремонтом. Причем поправка в законодательство сформулирована таким образом, что страховая компания сама выбирает, где автовладельцу следует чинить побитое авто, но за качество ремонта страховщик никакой ответственности не несет! К чему это может привести, понятно уже сейчас. Страховщик будет выбирать автосервис с самыми дешевыми расценками и, соответственно, безобразным качеством ремонта и «умывать руки». Водителю по такому сценарию достанется участь безнадежных «боданий» с халтурной СТО — ведь у него не будет с ней даже договора на проведение работ!
В этом смысле немного обнадеживают неофициальные данные из Минфина. Ведомство предлагает законодательно возложить на страховые компании ответственность за качество ремонта в сервисе. Кроме того, Минфин вроде как предлагает убрать из расчета стоимости полиса ОСАГО бессмысленный повышающий коэффициент, учитывающий мощность двигателя машины. Разумеется, страховым компаниям эти совершенно здравые идеи Минфина совсем не нравятся. И теперь они используют свои лоббистские возможности, в том числе и выдающиеся навыки ведения подковерных переговоров г-на Юргенса, для продавливания выгодных им изменений в ОСАГО и окончательного превращения его в систему своеобразного «рэкета» под прикрытием буквы закона.