Достоянием СМИ стали предложения Министерства финансов РФ, касающиеся очередной реформы ОСАГО, намечающейся этой осенью. Ключевое нововведение — разделение всех полисов ОСАГО на три категории. Владельцам первой полагается страхование гражданской ответственности за ДТП в объеме 400 000−500 000 рублей как и сейчас; второй категории — до 1 000 000 рублей как по ущербу здоровью, так и имуществу пострадавшего, и третьей — до 2 000 000 рублей. Размер цены каждого, разумеется, будет разный и устанавливать его предлагается Центробанку.
Оба эти «момента» появились в проекте Минфина явно не без участия страхового лобби. Ведь по данным «Российского союза автостраховщиков (РСА)» доля водителей-аварийщиков на сегодняшний день менее 28% среди всех застрахованных по ОСАГО — они имеют повышающий коэффициент бонус-малус. Гораздо больше в стране людей, которые в авари не попадают в принципе. То есть им система ОСАГО не платит ничего. Зато они ей ежегодно «отстегивают» немалые суммы. И разумеется, многие из них захотят застраховаться «по богатому» — на всякий случай. То есть безвозмездно отдадут страховщикам еще больше денег. Но и на тех, кто не пожелает платить больше, за то же самое ОСАГО найдется своя управа. Например, в офисе компании-страховщика могут хронически «отсутствовать» бланки дешевых полисов. Мол, кончились, товарищ водитель, застраховать можем только за дорого.
А система «электронного ОСАГО» страховщика (разумеется «случайно»!) будет сбоить исключительно когда человек захочет купить дешевый полис. Без сучка и задоринки программа отработает как только клиент пожелает раскошелиться на более дорогой полис ОСАГО — с расширенным покрытием. Похожий принцип уже сейчас применен в программном обеспечении одной крупной страховой компании, продающее ОСАГО. Все очень просто. Когда сотрудник компании или страховой агент вводит в фирменную электронную систему хотя бы один из не выгодных «параметров» потенциального покупателя полиса ОСАГО, программа немедленно «зависает».
Условия попадания в «стоп-лист» следующие: неограниченное число допущенных к управлению лиц, водитель младше 26 лет, стаж менее трех лет, авто российской марки старше 9 лет, иномарка старше 15 лет, грузовая машина. Если вводится что-то из этого списка, программа пишет про «ошибку в системе» и — клиент может быть свободен. Ничто не помешает страховым компаниям примерно также организовать и свой бизнес по продаже дорогих полисов.
Новым предложением можно назвать и предоставление возможности страховщику вводить повышающие коэффициент в стоимость полиса ОСАГО за сообщение страховщику ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков».
Тут вообще, как говорится, «без комментариев». Ведь, по большому счету, даже сам факт выезда водителя на дорогу, с точки зрения страховщика, вполне можно трактовать как «умышленное содействие страховому случаю».
Прочие новеллы Минфина так или иначе уже озвучивались в СМИ. Среди них отмена повышающего коэффициента мощности авто с одновременным подорожанием ОСАГО для нарушителей ПДД (проезд перекрестка «на красный», превышение скорости, выезд на «встречку»
В РСА, судя по всему, пока еще не «переварили» минфиновский законопроект. Верней, не договорились — то ли любить его, то ли ненавидеть. По крайней мере, такой вывод можно сделать из официального ответа РСА на запрос «АвтоВзгляда»:
— Предложения, которые озвучивает Минфин, требуют актуарных расчетов, которые на сегодняшний день не проводились, по некоторым из них даже нет статистики. Кроме того, дополнительные предложения требуют обсуждения с «Банком России», потому что многие пункты связаны с действиями регулятора. Полагаем, что нужно дождаться согласованной позиции ЦБ и Минфина, после чего могут потребоваться соответствующие расчеты, — сообщили в РСА.