В эпоху рыночной экономики, казалось бы, нет ничего проще, чем пойти и купить что-либо. Были бы, как говорится, деньги. Ан, нет. К примеру, визит в столичный офис Ингосстраха на Ферганской улице с целью приобретения полиса ОСАГО, не увенчался успехом. И документы были все в ажуре, и машина, и хозяин со столичной пропиской, да и деньжат было взято с запасом, но барышня, сидящая за столиком, с невозмутимостью удава прошептала, что, мол, дико извиняюсь, милый человек, но у нас с вами ничего не получится…
— Ну тогда напишите мне мотивированный отказ в продаже полиса, — начинаю я качать права.
— Видите ли, гражданин, — парирует девушка, — мы вам ни в чем не отказываем. Причина тут не в отсутствии бланков, как это было ранее (эту напасть победили методом электронного полиса, который печатается на обыкновенном листке А4, пропущенном через черно-белый принтер- ред.). И даже не в том, что у нас программа зависла… Недели две назад из головного офиса пришла новая схема по продаже полисов «автогражданки»… Скажите, любезный, вы любите квесты?…
Вот это поворот! Вот это интрига! Значит, слушайте: в офисе страховщика на Выхино вам дают направление на осмотр машины в офис во… Владыкино (спасибо, хоть не в Воронеже). После того, как там вашу машину изучат вдоль и поперек, тамошние работники Ингосстраха дадут на руки соответствующее заключение, с которым вы должны поехать в поселок Московский (это десяток километров в область по Киевскому направлению), и уже в том подразделении коммерческой компании купить вожделенную страховку.
Даже человеку с врожденным топографическим критинизмом понятно, что это разные концы Первопрестольной, а если наложить на это обстоятельство еще и московские пробки, то понятно, что за световой день эту «городскую бродилку» не пройти. Да чего там за день? В действительности эпопея растянется на рабочую неделю, поскольку на осмотр во Владыкино день в день приехать нельзя, ибо эксперт принимает исключительно по предварительной записи. Как и в офис в поселок Московский без приглашения вот так запросто не припрешься.
Забавно еще и другое: если вы живете во Владыкино или в Московском, то места осмотра и выдачи полисов для вас меняются на такие же географически удаленные от ареала обитания места. То есть сделано все, чтобы вы сами не захотели покупать полис в офисе компании.
К слову сказать, у других страховщиков дела обстоят не лучшим образом. Кто-то ссылается на зависшую базу данных (причем, только по ОСАГО, но если вам нужно КАСКО, то все компьютерные программы работают исправно и — о чудо! — в рамках покупки полиса «от всех несчастий с автомобилем», начинает подгружаться база по «автогражданке».
Лишь один коммерсант из всех пяти компаний, в которых мы побывали, продал нам ОСАГО без дешевых отмазок и игр в московские квесты, хотя и активно пытался навязать расширенный лимит ответственности за скромные + 3000 рублей к основной цене полиса.
Страховые брокеры куда охотнее берутся за выписывание полисов, однако пользуясь непростой для водителей ситуацией, придумывают различные способы урвать лишние 3000—4000 ₽ Например, «брокерский сбор за оформление» или «оказание консультационных услуг по вопросам ОСАГО» или просто оформляют полис без учета накопленных за безаварийность скидок.
В чем же причина такого поведения рынка страховых услуг? Как по секрету рассказал представитель компании, просивший себя не раскрывать, ОСАГО с 2015 года стало для коммерсантов невероятно убыточным направлением. Так, на каждые 5 рублей, полученных от продажи полиса, компания в среднем теряет 15 рублей на выплаты. Однако объявить об отказе заниматься продажей «обязяловки», значит навлечь на себя кару регулятора в виде отзыва лицензии вообще заниматься страховой деятельностью. Вот, дескать, и вынуждены страховщики устраивать своего рода «итальянские забастовки», чтобы и овцы были целы, и волки сыты.
Хотя лично нам в этот «плач Ярославны» верится с трудом. Ведь в конце концов каждый аварийщик при заключении очередного договора платит повышающий коэффициент (причем в течении нескольких лет), а значит страховщики отыгрываются за понесенные потери. Да и в конце концов зная, какие смехотворные суммы за ремонт ими выплачиваются, хочется, ей богу, схватиться за вилы, после их жалостливых рассказов о том, как им тяжело живется. Впрочем, у каждого свои проблемы: у кого-то хлеб черствый, у кого-то икра черная слишком мелкая.
При всей безобидности возникшего явления, о котором мы поведали в этом материале, последствия могут быть поистине катастрофическими. Судите сами: купить полис в офисах страховых компаний сейчас, называя вещи своими именами, попросту невозможно. Приходится обращаться к брокерам, многие из которых откровенные мошенники. Но даже если брокер чист, как помыслы младенца, лишнюю копейку под предлогом специального сбора он с вас возьмет.
Да и страховая компания, от имени которой он заключил с вами договор, всегда имеет возможность включить заднюю передачу: мол, брокер своевременно не подал данные по вашему полису в нашу компанию, поэтому этот полис мы не считаем действительным. Далее будет полная неразбериха, суды, скандалы и правовая вакханалия. Но, главное, появится замечательный повод в очередной раз повысить стоимость полисов ОСАГО, причем, как минимум, вдвое.