Об одной из таких спорных ситуаций порталу «АвтоВзгляд» рассказал житель Подмосковья Евгений Багдасаров. Еще в декабре 2017 года принадлежавший ему автомобиль Volvo C30 попал в серьезную аварию. Виновником ДТП признали водителя видавшего виды седана Nissan Primera Андрея Белозерова. Тот двигался с очень большой скоростью и явно не имел представления о правилах проезда перекрестков.
Независимая экспертиза показала, что Volvo после удара восстановлению не подлежит, но с получением страховой выплаты не должно было возникнуть никаких проблем. У Белозерова имелся действующий полис ОСАГО ЕЕЕ №0371478739 от компании «Росгосстрах» (РГС). Но когда Багдасаров обратился в свою страховую — «РЕСО-Гарантия» — то ему, на удивление, в возмещении ущерба отказали. Оказалось, в базе «Российского союза страховщиков» (РСА) полис с такими серией и номером числился за другим человеком и был оформлен на иной автомобиль.
– Согласно действующему законодательству, страховая компания несет ответственность за полисы ОСАГО, которые переданы в СК из РСА, — заявили представители РГС. Фактически, если «автогражданки» в базе нет, то ответственность за причиненный в аварии ущерб несет виновник ДТП. Как если бы он ездил вообще без действующего ОСАГО или же с подделкой.
Судебные казусы
Багдасаров подал судебный иск на Белозерова, чтобы добиться от него компенсации ущерба. Но и здесь возникли сложности: виновник ДТП представил оригинал полиса и квитанцию об оплате суммы в 14 231 рубль от 11 июня 2016 года, тем самым доказав, что договор он заключал у реального страхового агента, не мошенника. Сотрудники «Росгосстраха» в свою очередь заседания суда игнорировали, несмотря на несколько официальных извещений. А подтверждать, что полис Белозерова на самом деле поддельный, не стали.
В итоге спустя год после ДТП Бабушкинский районный суд Москвы суд принял решение о взыскании всей суммы ущерба с «Россгосстраха» — плюс штраф в размере 150 000 рублей, а также компенсация расходов на юристов и экспертизы.
– Если полис поддельный, то это все равно, что его нет вообще. То есть выплаты по нему производиться не должны. Однако в этом случае страховой компании в суде необходимо доказать, что договор «левый». Если же она этого не сделала (а это, видимо, в данном случае так и было), то суд может и взыскать выплату, — прокомментировали решение суда в РСА.
Срок, отведенный на подачу апелляционной жалобы, прошел, и Багдасаров получил полную компенсацию ущерба. Но это был далеко не конец истории. Внезапно страховая попросила восстановить процессуальные сроки, оправдываясь тем, что постановление суда, отправленное по почте, затерялось где-то в пути. Фемида ответила на заявление положительно: на апелляционном заседании предыдущее решение было полностью отменено.
В своем определении суд апелляционной инстанции признал юридически значимым факт наличия страхового полиса, зарегистрированного на другой автомобиль и человека, что исключает возможность выдачи такого же договора ОСАГО Белозерову. Теперь РГС пытается вернуть в судебном порядке у Багдасарова ранее выплаченную компенсацию, и автомобилист вынужден обратиться в кассационную инстанцию для защиты своих интересов.
Не приняли во внимание
Адвокат Дмитрий Зацаринский, изучивший детали этого дела, удивился апелляционному решению и отметил, что судом не были приняты во внимание важные обстоятельства. Так, в материалах, представленных РГС, обнаружилась только копия якобы оригинального страхового полиса. Причем, как оказалось, тому автовладельцу выдали «автогражданку» взамен другой — в связи с изменением условий соглашения. Более того, новый договор заключили 15 июня 2016 года, то есть спустя несколько дней после того, как полис-близнец получил Белозеров.
По непонятным причинам этот суд не принял во внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно ему, полис подтверждает факт заключения договора ОСАГО владельцем транспортного средства, пока не доказано иное.
От исполнения своих обязательств страховщика не освобождает даже несанкционированное использование бланков — а снять с себя ответственность компания может лишь, своевременно обратившись в уполномоченные органы с заявлением о хищении бумаг.
Судья проигнорировал факт отсутствия в материалах дела доказательств того, что полис, имеющийся у Белозерова, является недействительным или поддельным, считает Зацаринский. А ведь это именно так: герою нашей истории «автогражданку» выдали на несколько дней раньше, чем тому, второму человеку.
– Более того, в материалах дела имеются оригиналы полиса и квитанции о внесении клиентом денежных средств за страховку, которые также подтверждают факт законного приобретения договора ОСАГО. Невнесение данных о заключении соглашения работниками «Росгосстраха» не может повлиять на выплату по страховому случаю, отметил адвокат.
Как узнать, что полис — поддельный
В «Росгосстрахе», чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуют оформлять ОСАГО исключительно в офисах и агентствах страховых компаний, а также запрашивать у агента оригинал доверенности, выданной СК. Однако и это не всегда работает, о чем свидетельствует история москвича Андрея Авдонина. В его случае автомобиль виновника ДТП принадлежал крупной торговой сети, а полис на него приобретался напрямую в «Росгосстрахе» по безналичному расчету. И снова в базе РСА по серии и номеру другой автомобиль и другой водитель. И снова у потерпевшего нет уверенности, что страховщик явится в суд.
Естественно, всегда можно проверить подлинность своего полиса ОСАГО на сайте РСА, однако не факт, что другой участник ДТП тоже это сделает.
В РСА предлагают контролировать наличие у водителей «автогражданки» с помощью дорожных камер. Исполнительный директор союза Евгений Уфимцев, комментируя первые итоги такого эксперимента, признавал: в базе РСА может быть «небольшой процент грязи». По некоторым сведениям, всероссийский старт этой новации постоянно откладывается как раз из-за сложностей синхронизации баз РСА и МВД. И потому не исключено, что когда камеры начнут таки следить за ОСАГО, штрафы будут получать и автовладельцы с действующим полисом на руках — по ошибке.
Страховая ответит
Проблему с фальшивыми полисами ОСАГО понимают и в Госдуме. Там предложили законопроект, возлагающий на страховщиков обязанность по полной выплате ущерба и компенсации судебных расходов, даже если виновник аварии не покупал «автогражданку». Депутат Ярослав Нилов, один из авторов документа, говорит, что СК располагают и кадровыми ресурсами, и возможностями для того, чтобы взять на себя ответственность.Сегодня потерпевший в ДТП вынужден самостоятельно собирать документы и доказательства, а также тратить много времени и свои кровно нажитые.
Автомобильный эксперт, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал «дикостью» ситуацию, когда уже уплатившая автомобилисту ущерб страховая компания пытается вернуть эти деньги назад:
– Человек, который был застрахован, ничего не нарушал, сам стал потерпевшей стороной, потратил практически годы на суды, на то, чтобы получить положенную ему компенсацию ущерба, — говорит Шкуматов. — Теперь же ему придется пройти все заново. Поэтому я поддерживаю инициативу, согласно которой гражданин, застрахованный и попавший в ДТП по вине другого человека, должен иметь право получить возмещение от собственной страховой. А она уже пусть разбирается с должником — у страховых компаний есть адвокаты, административные ресурсы.
Да, стоимость полиса ОСАГО в таком случае возрастет, но по моим подсчетам, не более чем на 3%. Практическая же ценность такой «автогражданки» увеличится в разы, поскольку я буду знать, что если в меня врежется человек без страховки, я все равно получу компенсацию, причем сразу — не придется тратить на выбивание средств полжизни. Пока же ценники на ОСАГО ползут вверх, купить полисы становится все сложнее, а взамен те, кто ездит без аварий, не получают ничего…
Воровство сверху донизу
«Росгосстрах», несмотря на громкое и многолетнее лидерство на рынке ОСАГО, перестал быть прибыльной компанией в 2015 году — тогда он показал убыток в 5 млрд. рублей. В декабре 2016 года стало известно, что владелец фирмы Данил Хачатуров решил передать активы банку ФК «Открытие». В августе 2017 ЦБ объявил о санации группы «Открытие» и ее основных активов, в том числе и РГС. Новый глава ФК и председатель совета директоров «Росгосстраха» Михаил Задорнов в интервью «Коммерсанту» заявил, что в страховой компании «сверху донизу царило воровство», а бизнес-модель «никогда не была направлена на то, чтобы приносить акционерам реальную прибыль».
Экс-руководители жаловались, что страховой пришлось работать в «токсичных» регионах, где орудуют мошенники-автоюристы, а Задорнов ответил: «так было удобно подавать ситуацию». Обвинения в воровстве не были голословными: в рамках масштабного уголовного расследования арестованы экс-акционер РГС Надежда Клепальская и бывший вице-президент компании Сергей Хачатуров, а по десяткам адресов, связанных со структурами страховой, прошли обыски.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что ситуация на рынке ОСАГО более, чем серьезная. По его словам, ущерб от действий недобросовестных страховщиков составляет 24,2 млрд. рублей. Озвученную депутатом цифру подтвердили и в МВД, назвав ее корректной.