– Петр, прежде всего расскажите, каковы основные причины выхода радиаторов из строя? Как продлить ресурс этих деталей?
– Согласно устоявшемуся мнению, основная причина выхода из строя радиаторов (в обиходе их называют просто «печка») – аварии. Статистика отрицает значимость этого фактора, отводя ему третье-четвертое место.… Приведу характерные причины выхода из строя печек, учитывая их конструктивные и технологические особенности.
Во-первых, плохое качество деталей. В конкурентной борьбе и в попытках повысить рентабельность многие производители (брендодержатели) экономят на какой-то определенной детали, либо на всех сразу, что неизбежно приводит к потере ресурсных качеств изделия.
Иногда автомобилист просто не доволен эффективностью печки, и заменяет ее на более производительную – так называемая превентивная замена, или тюнинг системы отопления.
Вторая причина их преждевременной кончины – агрессивный теплоноситель: антифриз для печек может разъедать изнутри теплообменник, что приводит его в негодность.
В-третьих, к неисправности печки может привести ошибочная диагностика. Имеется в виду не выход из строя самого изделия, а неверное определение причин той или иной проблемы автомобилистом или мастером.
Также существуют характерные именно для печек причины их выхода из строя. Одна из них – это повышение внутреннего давления в системе охлаждения выше номинальных значений, в результате чего происходит «прорыв» антифриза из печки.
– Расскажите о технологии производства радиаторов отопителя. Существует ли отличие от технологий производства основных автомобильных радиаторов?
Радиаторы отопителя, в сущности, являются аналогичными радиаторам охлаждения теплообменниками, отличаясь только другим – меньшим – размером. В технологическом (производственном) плане печки не отличаются от радиаторов. Есть некоторые конструкторские нюансы, которые формируют отличия печек от радиаторов:
Первое – это толщина сердцевины. В связи с относительно замкнутым пространством внутри отопителя целесообразно увеличивать толщину сердцевины печек. В то же время для радиаторов охлаждения увеличение толщины имеет свои пределы, продиктованные направлением потока воздуха и ограниченностью подкапотного пространства.
Второй момент – гидравлическое сопротивление. В связи с небольшим объемом печки, внутреннее сопротивление можно игнорировать в расчетах циркуляции антифриза и мощности помпы. Это позволяет использовать турбулизаторы-завихрители (только для сборных печек с круглой трубкой), либо увеличивать количество трубок.
– Каковы современные тенденции в производстве радиаторов отопителя?
Действительно, в производстве радиаторов отопителя также действует научный прогресс. В последнее время найден ряд эффективных решений, которые позволяют «интенсивным» путем добиться улучшения теплоотдачи (в отличие от «экстенсивного» способа, когда увеличивается количество трубок и оребрения радиатора).
Скажем, применяется «шахматный» порядок охлаждающих трубок, что позволяет вывести задний ряд трубок из «тени» переднего ряда. Таким образом (причем без увеличения количества трубок!) мы смогли добиться 12% увеличения теплоотдачи (кстати, дополнительные 12% для радиатора – это очень много).
Такая технология применяется при производстве радиаторов отопителя LUZAR для автомобилей Renault Duster/Logan/LADA Largus.
Так же применяются «изогнутые» трубки. Конструкция радиатора отопителя подразумевает наличие двух бачков, в которые входят концы трубок. Изогнув на 180° (то есть в обратную сторону) каждую трубку, мы смогли увеличить скорость потока жидкости внутри радиатора, чем добились прироста теплоотдачи на 8%-10%. Трубка при этом выходит из бачка, изгибается и «возвращается» обратно в тот же бачок – то есть бачок в таком радиаторе отопителя только один. А это значит, что мы избавляемся от 50% сопряжений, и, соответственно, увеличиваем ресурс изделий в 2 раза (!). Вот такой вот двойной эффект. Мы реализовали такую технологию на нескольких моделях печек для автомобилей LADA.
Кроме того, современные компоновочные требования блока отопителя заставляют искать новые варианты конструкции радиаторов отопителя. Одним из таких вариантов стала особая двухуровневая конструкция бачка радиатора отопителя – в одном из бачков радиатора присутствует продольная перегородка, что позволяет размещать входной и выходной патрубки радиатора печки в любом месте бачка и на любом расстоянии друг от друга. Это решение значительно упрощает проектирование полного узла отопителя (вместе с вентилятором, радиатором испарителя, заслонками, трубопроводами). Эта технология существует в мире. Мы пока еще не освоили такой метод, но в случае появления необходимости сможем это сделать.
– Опишите ассортимент выпускаемой продукции LUZAR и ее конкурентные преимущества.
– На сегодняшний день ассортимент LUZAR включает более 400 компонентов системы охлаждения автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Радиаторы отопителя выпускаются для автомобилей ВАЗ, ГАЗ/УАЗ, КамАЗ, Daewoo/Chevrolet, KIA/Hyundai, Renault, Ford, FIAT. Вся продукция LUZAR отвечает или даже превосходит требования завода изготовителя и полностью аутентична с оригинальной продукцией. Преимущества радиаторов отопителя LUZAR (впрочем, также как и радиаторов охлаждения) – щепетильное отношение к ресурсу и производительности выпускаемой продукции: четкое соблюдение требований завода-производителя по теплоотдаче; полная аутентичность (совпадение) с чертежной документацией и оригинальной продукций; гарантия 2 года; широкая представленность печек LUZAR как в России, так и в странах СНГ.