Действительно, аккумуляторных брендов, как отечественных, так и зарубежных, на рынке масса, причем ассортимент источников питания настолько широкий, что с ходу сориентироваться и впрямь довольно сложно. Особенно в тех случаях, когда для вашей машины рекомендуют аккумуляторные батареи (АКБ) одного и того же бренда, но с различными номиналами емкости или пускового тока. К слову, менеджеры автомагазинов довольно часто предлагают клиентам приобретать батареи более высокой (чем у штатного источника питания) емкости. Что ж, запас емкости, конечно, не повредит, но для холодного пуска двигателя, особенно в зимний период, очень важен и ток холодной прокрутки (ТХП). Чем он выше, тем увереннее и дольше стартер сможет проворачивать коленвал и, соответственно, легче будет заводиться мотор.
Чтобы определить, насколько емкость и ТХП влияют на «пусковые» возможности батарей, наши тест-редакторы совместно с экспертами портала «АвтоПарад» приняли участие в сравнительном тесте автомобильных батарей, представленных рядом популярных брендов. Для испытаний были закуплены две группы батарей (по 7 штук в каждой), условно обозначенные как европейская (то есть для машин европейских марок) и азиатская (для японских, корейских и китайских авто). В рамках этого материала речь пойдет как раз о батареях азиатской группы, которая занимает значительную нишу нашего рынка. В нашем тесте эта группа представлена семеркой стартерных АКБ (бренды Atlas, Solite, Delkor, Topla, Bosch, Banner и Exide) с номиналами емкости от 60 до 70 Ач и заявленными значениями ТХП от 510 до 600 А. Все образцы однотипны и имеют клеммы обратной полярности.
Уровень заряда исследуемых батарей контролировался с помощью специального прибора.
Испытания аккумуляторов проводились в сервис-центре столичной компании «Tany» с применением специализированного оборудования и измерительной аппаратуры. В ходе теста оценивались и сравнивались такие параметры АКБ, как вес, уровень заряда на момент поставки, а также пусковые свойства при низких (от -18С до -24 С) температурах.
Отчет о результатах тестирования начнем с весовых показателей, замеры которых проводились на специализированных электронных весах с погрешностью 5 грамм. Отметим, что проверка веса аккумуляторов проводилось с целью выявления возможных расхождений реальных показателей с теми, что были заявлены производителями АКБ. Впрочем, итог этого этапа испытаний оказался прогнозируемым: никаких расхождений измеренных показателей с теми данными, что были заявлены на этикетках, не выявлено.
Следующий этап — измерение запаса остаточной емкости АКБ. Нам хотелось выяснить, нет ли среди купленных образцов основательно разряженных батарей. Отметим, что оценка уровня заряда у всех аккумуляторов, как и замеры веса, проводилась сразу же после их доставки в лабораторию. Для этого использовался портативный зарядно-диагностический прибор Smart Power SP-25N.
Все аккумуляторы замораживали в морозильной камере до температур от -18 до -24 градусов.
Эти исследования показали, что уровень заряда всех представленных на тест АКБ оказался вполне рабочим: в зависимости от модели он варьировался в диапазоне от 85 до 95%. Тем не менее, для чистоты эксперимента, аккумуляторы после измерений были поставлены на зарядку. Процесс заряда продолжался до тех пор, пока в каждом образце не был зафиксирован уровень, соответствующий 100% емкости АКБ. А чтобы все образцы находились в равных условиях, для восполнения их емкости применялись исключительно однотипные зарядные устройства серии Smart Power SP-8N. Отметим, что к помощи этих приборов нам впоследствии пришлось прибегать не раз — после каждой серии «пусковых» испытаний (о них речь пойдет ниже) все АКБ вновь приходилось по несколько часов кряду заряжать, что называется, до полного «насыщения».
Теперь об основном этапе нашего теста, в ходе которого исследовались пусковые возможности стартерных аккумуляторов при низких температурах. Для этого наши эксперты предложили собственную методику, смысл которой заключается в оценке количества условных пусков, которые может сделать тот или иной АКБ на морозе. В данном случае под каждым условным пуском понимается 12-секундный разряд предварительно «замороженной» батареи мощным током в несколько сотен ампер. Чем больше таких пусков способен сделать аккумулятор, тем выше эффективность.
Сопоставление результатов тестирования батарей при температуре -18 градусов (по комплексному показателю «эффективность-цена»).
В ходе этого этапа эксперты выполнили два вида «морозильных» исследований. Одно тестирование сделали после 24-часового пребывания АКБ в морозильной камере при температуре -18С. Затем каждый образец доставали из камеры и циклично (с интервалом в одну минуту) подвергали 12-секундному разряду током 360 А (схема: 12 секунд — разряд, 48 секунд — пауза,
Второй вид тестирования по смыслу был аналогичен первому, но более жестким по условиям проведения. Во-первых, время замораживания АКБ было увеличено до двух суток. Оно выполнялась по следующей схеме: первые сутки камера работала в режиме супер-заморозки с постепенным понижением температуры до -30 С, далее ее плавно довели до значения -24 С, которое поддерживалось до конца вторых суток. Далее каждый АКБ подвергался такому же цикличному 12-секундному разряду, но уже током 400 А. Число подобных пусков ограничивалось тем циклом, при котором напряжение на клеммах АКБ (в отсутствие нагрузки) оказывалось ниже значения 12,3 В. Что же показали эти исследования?
Сопоставление результатов тестирования батарей при температуре -24 градусов (по комплексному показателю «эффективность-цена»).
Их результаты мы обобщили в виде графиков, которые предлагаем вашему вниманию. Из них видно, что после суточного простаивания на 18-градусном морозе больше всего (7−9) условных пусков с током 360 А удалось сделать батареям брендов Topla, Banner и Bosch.
Лидер теста среди батарей «азиатской» группы — аккумулятор Topla Top.
Несколько иная картина вырисовывается по итогам аналогичного тестирования, проведенного после двухсуточного замораживания АКБ при -24 С. Здесь к «тройке» упомянутых выше брендов, обеспечивших наибольшее (5−6) условных пусков с током 400 А, примкнул образец бренда Exide.
На втором месте — стартерная батарея Bosch S4 024.
Казалось бы, что уже на основании отмеченных результатов можно было составлять рейтинговую таблицу для участников теста с соответствующим распределением призовых мест. Однако наши исследования были бы неполными без учета такого важного фактора, как розничная цена той или иной батареи. Он, как известно, играет далеко не последнюю, а нередко и определяющую роль при покупке автомобильных компонентов. Тем более, когда речь идет о приобретении комплектующих для длительной (на несколько лет) эксплуатации. Именно поэтому для получения более полной картины было решено ввести комплексный показатель «эффективность-цена». Относительное (в %) значение такого показателя для каждого конкретного образца определялось как отношение количества выполненных условных пусков к его цене, выраженной в тыс. руб.
Такой подход к сопоставлению результатов испытаний (с использованием комплексного показателя) хоть и незначительно, но меняет то позиционирование брендов, которое было зафиксировано выше. В частности, места в лидирующей тройке (в тестах при температуре -18 С) распределились так: на первом — бренд Topla, на втором — Bosch, и на третьем — Banner.
Сопоставление результатов тестирования батарей при температуре -24 С (по комплексному показателю «эффективность-цена») также меняет картину. Лидерство Topla вновь осталось неоспоримым, а вот Banner сместился на третье место, поскольку его оттуда «подвинул» бренд Exide.
Окончательные результаты проведенных испытаний стартерных аккумуляторов азиатской группы отражены в сводной таблице, которую мы предлагаем вашему вниманию. В ней же указаны и рейтинговые места, которое каждый образец занял по итогам сопоставлений результатов, проведенных на основе комплексного показателя «эффективность-цена». Полагаем, что эта информация поможет автолюбителям более взвешенно подойти к выбору бортового источника питания.
Сводная таблица с результатами тестирования стартерных аккумуляторов «азиатской» группы.