Не секрет, что автомобильные провода для «прикуривания» (их еще часто называют пусковыми проводами или проводами аварийного пуска) на российском рынке пользуются стабильным спросом. Подобные аксессуары всегда присутствуют в обязательном списке товаров любого автомагазина или АЗС. Причем сегодня на прилавках и в интернете можно встретить до полусотни модификаций «стартерных» кабелей, различающихся исполнением и параметрами.
Эти изделия обычно используют в экстренных ситуациях, когда батарея разряжена, а запускать «умолкший» двигатель за счет буксировки другой машиной нельзя (наглядный пример — автомобили с автоматической трансмиссией). К слову, специфика работы тест-редакторов портала «АвтоВзгляд» тоже иногда вынуждает их пользоваться такими проводами. Собственно, именно наш опыт их применения и стал поводом для проведения сравнительного теста «автосиловых» кабелей, поскольку практика показала — далеко не все они способны помочь в критической ситуации.
Всего для теста было приобретено шесть «кабельных» комплектов –пять китайских и один российский. Все образцы рассчитаны на весьма приличный ток силой до 400 А. Во время теста с их помощью на специальном стенде имитировалось подключение к аккумулятору стартера, роль которого выполнял разрядный тестер TBP-500.
Источниками тока на стенде служили популярные автомобильные батареи Topla Top емкостью 66 Ач. Они целенаправленно были выбраны для данного теста, поскольку являются самыми мощными в своем сегменте — при довольно скромных размерах — 242х175х190 мм — эти аккумуляторы в течение продолжительного времени способны выдавать на максимуме аж 640 А пускового тока.
В ходе сравнительных экспериментов, которые проводились при участии портала «АвтоПарад», каждый комплект кабелей должен был дважды обеспечить условный 15-секундный пуск с током, максимально приближенным к заявленному. Попутно фиксировалось падение напряжение на проводах — чем оно меньше, тем лучше. Кроме того, измерялись их вес, длина, а также ширина раскрыва «крокодилов» и усилие их сжатия (чем эти параметры больше, тем лучше). Тест сразу останавливали, если провода начинали дымить или плавиться. Результаты испытаний с описанием проверенных комплектов проводов приводятся ниже.
Пусковые провода Autovirazh
Комплект этих пусковых проводов мы взяли в одном из крупных сетевых гипермаркетов, соблазнившись солидной скидкой. Провода как провода, от прочих мало чем отличаются, однако контрольную проверку они не прошли. В ходе тестирования из-за своего большого сопротивления эти кабели смоги пропустить ток всего в 240 А, да и то относительно короткое время. После чего их виниловая оплетка начала сильно греться, вспучиваться и плавиться в местах соединения проводов с рукоятками «крокодилов», что хорошо видно на фото. В числе минусов — самый малый размер раскрыва «крокодилов».
Cтрана-производитель — Китай
Вес, грамм — 560
Длина, м — 2,5
Раскрыв губок «крокодилов», мм — 25
Усилие сжатия «крокодилов», кГ — 2,9—3,0
Максимальный ток, А — 240
Падение напряжения, В — 3,0
Пусковые провода Expert
В ходе контрольного подключения к аккумулятору и к испытательной нагрузке, данный образец быстро стал греться, потом активно задымил, а его оплетка начала плавиться сразу в нескольких местах, после чего эксперты вынуждены были прекратить эксперимент. Максимальный ток, который смогли пропустить «экспертные» провода, не достиг и половины от заявленного значения. Использовать этот комплект для аварийного прикуривания двигателя в реальных условиях, на наш взгляд, просто опасно. Не рекомендуем! В противном случае есть большой риск возгорания.
Cтрана-производитель — Китай
Вес, грамм — 680
Длина, м — 2,5
Раскрыв губок «крокодилов», мм — 33
Усилие сжатия «крокодилов», кГ — 3,0—3,2
Максимальный ток, А — 190
Падение напряжения, В — 3,6
Пусковые провода Euro-R
Данный образец из Поднебесной показал самый худший результат по итогам тестирования. При первом контрольном 15-секундном пуске он едва смог обеспечить в нагрузке 140 А, что почти в три раза меньше значения, указанного на упаковке этого изделия. Падение напряжения при этом составило аж 4,2 В, а это значит, что в реальных условиях прокрутить стартер с помощью такого кабеля фактически будет невозможно. А на втором контрольном пуске эти «евро-провода» и вовсе отказались пропускать через себя ток. Видимо, где-то внутри кабеля перегорела жила.
Cтрана-производитель — Китай
Вес, грамм — 770
Длина, м — 2,5
Раскрыв губок «крокодилов», мм — 33
Усилие сжатия «крокодилов», кГ — 3,4—3,6
Максимальный ток, А — 140
Падение напряжения, В — 4,2
Пусковые провода AVS Energy
Из пяти китайских образцов, принимавших участие в сравнительном тестировании, это изделие продемонстрировало пусть и не самые плохие, но далекие от нормы показатели по максимальному току, и даже показало хороший результат по уровню падения напряжения. Однако удовлетворить требования, предусмотренные методикой тестирования, провода AVS ENERGY не смогли. Из-за повышенного переходного сопротивления место соединения жил с «крокодилами» сильно нагрелись, стала «плыть» изоляция, из-за чего контрольный пуск пришлось прекратить уже на 12-й секунде.
Cтрана-производитель — Китай
Вес, грамм — 830
Длина, м — 2,5
Раскрыв губок «крокодилов», мм — 31
Усилие сжатия «крокодилов», кГ — 3,9—4,0
Максимальный ток, А — 315
Падение напряжения, В — 2,1
Пусковые провода Arnezi
Данный комплект китайских кабелей нам порекомендовал приобрести продавец автомагазина, аргументировавший свой совет тем фактом, что это, якобы, единственный комплект, в котором стыки проводов и «крокодилов» соединены пайкой — в отличие от прочих аналогов, где стык формируется обжатием металла. Мы поверили на слово, а зря — никакой пайки там нет и в помине, поэтому из-за большого переходного сопротивления стыки сильно греются, а виниловая оплетка начинает плавиться (см. фото) уже при токе до 300 А. Заявленному же максимальному току силой 400 А эти провода явно не соответствуют.
Cтрана-производитель — Китай
Вес, грамм — 750
Длина, м — 2,5
Раскрыв губок «крокодилов», мм — 32
Усилие сжатия «крокодилов», кГ — 3,0—3,3
Максимальный ток, А — 300
Падение напряжения, В — 2,2
Пусковые провода TOP-AUTO
Российский образец — единственный комплект пусковых проводов, который в ходе испытаний полностью подтвердил заявленный показатель по току, с большим отрывом опередив все китайские аналоги. Кстати, слово «аналоги» здесь может даже оказаться неуместным, поскольку у отечественных проводов многое сделано по другому.
Например, у TOP-AUTO вместо латунных или омедненных «крокодилов» применены мощные «челюсти» из оцинкованной стали, вместо виниловой изоляции — прочная морозостойкая резина, а в кабелях используется не обычный, а луженый многожильный провод из меди, который, к тому же, на пол-метра длиннее, чем у «китайцев». Закономерный итог — первое место по итогам испытаний.
Cтрана-производитель — Россия
Вес, грамм — 1710 г
Длина, м — 3,0
Раскрыв губок «крокодилов», мм — 30
Усилие сжатия «крокодилов», кГ — 4,3—4,6
Максимальный ток, А — 390
Падение напряжения, В — 1,75
Краткие итоги
Как видим, ни один из китайских комплектов пусковых проводов, испытанных в рамках предложенной методики, не подтвердил заявленные показатели по максимальному току. Более того, отдельные образцы из Поднебесной и вовсе могут оказаться пожароопасными в ситуациях, когда с их помощью кто-то будет пытаться «прикурить» мотор машины.
А вот результаты тестирования российских проводов откровенно порадовали — эксплуатационные показатели нашего комплекта заслуживают высокой оценки. Сами по себе итоги испытаний лишний раз доказывают, что к выбору и, что еще важнее, вопросам практического применения проводов «прикуривания» следует относиться более, чем серьезно.