9857

Тормоза: третья беда русской дороги

Экономия не совместима с безопасностью. А порой, увы, и с жизнью
Современный автомобиль — многофункциональный и богато оснащенный комплекс, который наделен множеством различных опций. И музыку играет, и видео показывает, и прохладным воздухом обдувает, и от выхлопных газов защищает. И даже из точки «А» до точки «Б» доставить может. Однако среди всего это благообразия есть одна система, которая важнее прочих: тормоза. Особенно, если речь идет о грузовике, который намного тяжелее легковушки. Вроде, все понимают значимость. Но в реальности все намного печальнее. Подробности — на портале «АвтоВзгляд».
Поделиться
Изображение Тормоза: третья беда русской дороги

Тормоза современного автомобиля — достаточно простая и оттого невероятно надежная, возможно даже самая надежная система транспортного средства. Во-первых, невозможно переоценить ее важность на дороге, а во-вторых, простота достигнута за счет десятилетий изысканий и проверок. Проверенная механика, не зацикленная, но подкрепленная электроникой. Каждый узел, каждый элемент имеет принципиальное значение и проходит десятки тестов перед тем, как быть установленным. С чем угодно, но только не с тормозами можно рисковать и надеяться на везение. В случае с коммерческим транспортом сказанное выше нужно утроить: тяжелый груженый автомобиль не имеет право на лишние метры тормозного пути. Естественно, заводские инженеры это прекрасно понимают. А вот автовладельцы — не всегда.

Простой пример — колодки от барабанных тормозных механизмов на грузовиках Горьковского автомобильного завода. Обычный «расходник», меняем чуть ли не ежегодно: стальная пластина с надежно наклеенной или приклепанной фрикционной насадкой. Принцип работы — еще проще: водитель в случае необходимости нажимает на соответствующую педаль, система откликается прижатием колодок к барабану, машина останавливается. Урок физики в средней школе и того сложнее. Однако и тут водители умудряются совершать непростительную ошибку, экономя на собственной безопасности и рискуя жизнями окружающих: в погоне за экономией покупают «аналог» вместо оригинальной детали. Случай массовый, так что завод решил провести испытания — благо, может себе позволить — продукции стороннего производителя. Результаты, мягко говоря, удручающие.

Так, перпендикулярность пластины колодки относительно ее ребра превышает допустимые пределы (0,35 вместо 0,3); перпендикулярность относительно поверхности тормозного барабана превышает допустимые нормы почти вдвое (0,55 вместо 0,3); радиус сферы колодки меньше допустимого (184,87 мм вместо 185,5); толщина обода 3,8 мм вместо 4 мм; толщина ребра 5,28 мм вместо 6 мм. В результате колодка не прилегает к барабану, тормозное усилие распределяется криво, колеса тормозят по-разному. Читай, тормозной путь будет извилистый и долгий. Экономия на металле же приведет к тому, что во время эксплуатации колодка перегреется, железное основание поведет, а фрикционная накладка просто отвалится. Перспектива так себе, согласны? Стоит экономия такой цены?

Аналогичным образом обстоят дела и с тормозной скобой дискового тормоза. Элемент состоит из нескольких деталей, у каждой из которых весьма строгие заводские параметры: допуски перпендикулярности, параллельности, ширина паза, диаметр канавки и резьба в отверстиях. Как думаете, хоть один аналог «попал» в заводские требования? Правильный ответ: нет.

Важнейший элемент тормозного механизма — направляющие, они же «пальцы». Каждый российский водитель знает, что именно эта деталь регулярно становится причиной заклинивания суппорта, приводящего и к перегреву, и в отдельных, но самых печальных случаях, к перевороту или вылету с дороги. В случае с аналогами фирменных газовских «направляшек» ситуация на грани катастрофы: слишком тугая резьба, уменьшен размер под ключ, нарушена соосность относительно продольной оси, есть биение торца. Уж лучше отвертку туда засунуть — суппорт лучше работать станет, чем с такими запчастями. Наконец, у корпуса не совпадают с конструкторской документацией уклон и параллельность, допуск перпендикулярности отверстия под поршень, уменьшен диаметр канавки под кольцо. Называя вещи своими именами, десять из десяти. В яблочко!

Результатом использования таких запасных частей в надежном и простом механизме станет полный выход последнего из строя. Масштабно, громко и с последствиями. Суппорт просто заклинит: то ли в силу отклонения биения торца и соосности резьбы относительно оси, а также из-за нарушения допусков перпендикулярности отверстия, то ли из-за отклонения нарушения работы направляющих, то ли в силу попадания влаги из-за изменения диаметра канавки под уплотнительное кольцо. Заклинивший поршень — это и перегрев тормозного механизма, ведущий к замене, и возможное возгорание колеса в непосредственной близости от топливной аппаратуры, если водитель проигнорирует ненормальное поведение автомобиля, и дорожно-транспортное происшествие. Стоит сиюминутная экономия того чудовищного риска и последующих трат на восстановление жизненно важной тормозной системы? На этот вопрос каждый водитель должен ответить для себя сам.