За тридцать лет рыночной экономики российский водитель уже привык, что простую операцию по ремонту и обслуживанию авто можно провести и самостоятельно: по VIN подобрать детали, в интернете найти инструкцию, да под кружку пенного на даче устранить неполадку. Что-то грязное и сложное? На СТО! А уж коли у мастеров не получается провести ремонт — добро пожаловать к официальному дилеру. Там и запчасти, и руки, и специнструмент найдется. Но с новомодными «китайцами» этот фокус не пройдет.
Любой автомобиль, даже самый надежный и ресурсный, нуждается в сервисе. Причем — регулярно. Фильтры-масло-свечи — извольте ежегодно. Периодически, от тяжелой эксплуатации в городских пробках, начинают беды в системе охлаждения, греются, а после начинают «сопливеть» резиновые уплотнения, от вечной нашей сырости и реагентов закисают тормоза. Ломаются клипсы, теряются заглушки, ржавеют болты. Это даже не ремонт — сервис, содержание, как именовалось в прошлом веке. И здесь применительно к китайской машине нужен глаз да глаз.
Поиск нужной детальки по наименованию и тому же VIN может принести крайне неприятное откровение: ее просто нет. Не находит ничего система. С необходимым для регулярного ТО скарбом дела обстоят еще более-менее: фильтры есть, свечки подберутся, смазка — в наличии. А вот стоит добраться до «конкретики», как начинаются приключения: шланг, болт или гайка, защитка. Где их взять? На разборках страшный дефицит и чудовищные ценники, в магазинах разводят руками, да и официальный дилер «смотрит зверем» и предлагает подождать. Сколько — не уточняется.
Намедни один из «законодателей мод» приехал на СТО с прогоревшим клапаном — спорить о пробеге в 40 000 км не будем, тут может и прокладка между рулем и сиденьем дала сбой — но штатную операцию мастерская выполнить сходу не смогла. Нет такой детали на складах и полках. Нельзя купить, нельзя заказать. Нет ни регламента, ни ремонтной запчасти.
В итоге пошли по старому, забытому, казалось бы, за ненадобностью методу: поехали на рынок и начали подбирать. Как в девяностых: «здрасьте, есть что-то похожее»? Конечно, подобрали: после небольшой «мехобработки» клапан от LADA Largus занял свое место и с честью справился с задачей. Но факт остается фактом: не самая сложная ремонтная процедура на довольно популярной китайское модели могла закончиться тупиком. Более того, на официальной дилерском центре и закончилась бы — машина имела все шансы встать на прикол на месяцы.
Выбирая по дизайну и оснащению — в целом, как привыкли в довоенные времена — нужно крепко-накрепко держать в голове мысль о необходимости последующего обслуживания: даже не ремонта, а просто, повторимся, содержания. Заранее почитать отзывы автовладельцев, прикинуть свои возможности. И только тогда делать выбор. Иначе вместе удовольствия можно за немалые средства приобрести очередную головную боль.