4188

Вывезут ли нас из кризиса грузовики на электротяге

На чем поедем в электрическое будущее
Разрабатывать коммерческие автомобили с электродвигателями в России начали достаточно давно. Такие машины есть как у крупных отечественных автозаводов, так и у небольших компаний. Выбор широк, но не очевиден. О самых громких проектах, подчас и неудачных, рассказывает портал «АвтоВзгляд».
Поделиться
Изображение Вывезут ли нас из кризиса грузовики на электротяге

Начнем с грузовика MOSKVA, который построила столичная компания Drive Electro на базе шасси КамАЗ. В 2020 году портал «АвтоВзгляд» уже протестировал новинку, поэтому напомним лишь некоторые детали. Грузоподъемность «Москвы» — чуть более семи тонн, а заявленный запас хода равен 200 км. Такие машины планировала использовать известная сеть магазинов «Магнит». Однако, судя по тому, что о проекте мы больше ничего не слышали, ритейлер не стал массово закупать инновационных «тяжеловозов». Видимо, дальность хода оказалась слишком небольшой.

Что касается самого КамАЗа, то он продолжает работать в этой теме. В Сети «гуляют» фото опытных грузовиков, на одном из которых видно, что у электрогрузовика кабина Mercedes-Benz Axor, а по бокам рамы расположены тяговые батареи. Судя по всему, камазовцы пошли тем же путем, что и их бывший акционер — Daimler, но полностью копировать немецкие разработки не стали. В целом конструкция у них своя. Если говорить про запас хода, то по некоторым данным грузовик может преодолеть от 100 до 200 км, что схоже с показателями «Москвы» и также не впечатляет.

Есть интересные «электрички» и у «Группы ГАЗ». Первая нижегородская «Газель» на электротяге появилась в 2009, а в 2014 году началась работа над проектом «ГАЗель NEXT Electro». За работу взялась компания «СпецАвтоИнжиниринг» потому как на электрофургоны поступил заказ от корпорации «Россети». В итоге «Газель NEXT Electro» построили на базе 7-местного цельнометаллического фургона с двухрядной кабиной. А в 2021 году показали «Газель e-NN» с электромотором отдачей 136 л. с. и тяговой батареей довольно скромной емкости — 48 кВт/ч. От этого запас хода равен всего 120 км. Однако эта цифра вызывает доверие, ведь «Газель e-NN» куда легче тяжелых грузовиков.

Не остался в стороне и УАЗ, точнее-- его полуторка UAZ Profi. Что странно, ведь машина явно сырая и не отличается комфортом и качеством сборки. Тем не менее, в России появилось сразу два проекта, в основе которых лежит шасси Profi.

Например, «ЭкоАвтоПроф» — плод совместных усилий компаний «СпецАвтоИнжиниринг», «СТ Нижегородец» и «Соллерс Инжиниринг». Этот электрический «уазик» движется за счет синхронного электродвигателя мощностью 95 л. с. производства китайской компании. При этом, на короткий момент отдачу можно увеличить до 150 кВт (204 л. с.). Двигатель объединен с одноступенчатым односкоростным редуктором, у которого есть система охлаждения. Поэтому через 50 000 километров масло в редукторе нужно менять. Что касается батареи, то она установлена между лонжеронами рамы и обеспечивает максимальную дальность хода в 300 км.

Следующий проект — EVM Pro от питерских инноваторов «Электромобили Мануфэкчуринг рус». Портал «АвтоВзгляд» уже подробно рассказывал о новинке и даже протестировал ее, поэтому ограничимся лишь несколькими фразами. Груженая машина способна проехать 200 км, что неплохо. Но смущает качество самого грузовика Profi. Если бы всю электрическую «начинку», разработанную в Санкт-Петербурге, установить, скажем, на «Газель», то это было куда привлекательнее. Но раз разработчики выбрали УАЗ, значит уверены, что эта полуторка будет более популярна. Не будем спорить, только добавим, что в планах компании — сотрудничество с «Москвичом», а также разработка электродвигателя, который станут размещать в районе заднего моста. Это позволит убрать карданный вал, что снизит вес авто.

Наконец, еще одна диковина производства «Туламашзавода» — электрогрузовик «Муравей». Предприятие специализируется на производстве оружия, а «Муравей» — плод конверсии. Грузоподъемность — тонна, привод — либо от аккумуляторов, либо еще и от бортового дизель-генератора. «Малыш» официально именуется как «внутризаводское транспортное средство», то есть его используют на закрытых территориях. Поэтому госномера машине не нужны. Кстати, подобные «малыши» — не наше ноу-хау. В Европе таких грузовичков полно. А стоит «Муравей» — от 1 460 000 рублей. Это его главное преимущество, ведь остальные электрокары много дороже, или еще проходят сертификацию.