Для бизнеса господдержка в виде компенсаций при переводе машин на газ оказалась долгожданной. На рынке коммерческеих перевозок уже давно говорят о необходимости масштабного переоборудования автпарков. Только все время чего-то не хватает: то проблема в ограниченности инфраструктуры — в стране всего 677 действующих газовых заправок (АГНКС), то — в забюрократизированном механизме оформления уже переведенных на газ автомобилей.
Сейчас автовладельцам приходится следовать сложной процедуре: проходить экспертизу безопасности установленного оборудования на машине, ратифицировать технические изменения в ГИБДД. Или обращаться к посредникам, услуги которых «съедают» государственное субсидирование. В начале года в Совфеде уже выступали с предложением об упрощении механизма регистрации переделанных машин в ГИБДД. Однако сомнения парламентеров вызвало недостаточное количество испытательных платформ для проведения массовых экспертиз.
А по поводу развития сети газокомпрессорных завправок в Кабмине уже высказались и пообещали, что до конца 2022 года введут в строй еще 60 АГНКС. В свою очередь, в Газпроме поговаривают о строительстве 150 станций в течение 3 лет. Кстати, само переоборудование авто на ГМТ стоит не так уж и дорого. В среднем перевод грузовой фуры на газ обойдется в сумму до 300 000 рублей, а легковой машины — примерно в 100 000 рублей.
При этом метан не только гораздо дешевле бензина — в среднем куб сжатого газа стоит 20 рублей (соответствует 0,9 л бензина), но и безопаснее для двигателя и экологии. При использовании метана экономия «на баке» составляет порядка 500 рублей со 100 километров.
С учетом того, что коммерческая машина ежегодно проезжает десятки тысяч километров, можно говорить о многомиллионной экономии. Так, у грузовых перевозчиков и такси, транспортные единицы которых эксплуатируются 24/7, переоборудование моторов окупится через 3—6 месяцев, а у частных автовладельцев — за год-два.
Эксперты отмечают, что ГМТ примерно вдвое увеличивает ресурс двигателя, снижает расход масла и выработку свечей зажигания. Альтернативное топливо само по себе не так вредно для окружающей среды как традиционное: при его использовании доля вредного выхлопа снижается почти втрое.
Напомним, что 18 августа Михаил Мишустин подписал документ о двукратном увеличении субсидий по переводу бензинового транспорта на газовое топливо и установку соответствующего оборудования в рамках федеральной программы «Развитие энергетики». Новый порядок подразумевает повышение в 2022 году нормативов субсидирования в два раза — с действующих 24 до 48% общей стоимости работ.
Чиновники надеются, что после реализации программ поддержки, отрасль выйдет на целевой показатель — плюс 100 000 метановых машин ежегодно. Нынешний результат — 30 000 авто в год. И это неудивительно, ведь сейчас в России газом заправляются только 5% автовладельцев, 84% заливают бензин и порядка 10% — дизель. Поменять «топливные» привычки россиян не так просто: метан придется качественно и много рекламировать.
Впрочем, достоинств, повторимся, у него хватает, ничего лучше уже и не сочинить, если не брать в расчет пока еще фантастическое водородное топливо. Правда, придется покорпеть над сооружением станций АГНКС: поговаривают, что они вчетверо дороже бензоколонок (120 млн. рублей против 30 млн. рублей).
Начинать, совершенно точно, нужно с переориентирования автопарков крупных перевозчиков и городского транспорта внутри больших регионов. Эти игроки «подстроят» под себя рынок, а также создадут метановый тренд. Кроме того, под них обязательно будет активно строиться инфраструктура. А к моменту появления «гражданского интереса», в России уже будет сформированная сеть газозаправок, сервисов и упрощенная процедура перевода частного авто на ГМТ.