2505

Свет в конце тоннеля: власти придумали, как поддержать российских перевозчиков

Отечественным компаниям прибавили долгожданной работы
Когда началась военная спецоперация и украинский конфликт вышел на новый виток, российским транспортным компаниям запретили осуществлять автомобильные перевозки по территории Евросоюза. А теперь, спустя полгода, Москва отплатила Брюсселю той же монетой: отныне фирмам из «недружественных» стран нельзя работать у нас. Что изменится и, главное, поможет ли это как-то отечественным логистам, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Изображение Свет в конце тоннеля: власти придумали, как поддержать российских перевозчиков

Российские транспортные компании попали под запрет в начале апреля, когда Евросоюз «выкатил» пятый пакет санкций. И хотя это серьезно осложнило жизнь отечественным перевозчикам, вводить зеркальные меры власти не торопились. В частности, против «принципа талиона» выступал Минтранс — мол, закрытие границ для логистов из ЕС подорвет важные поставки. Важные — в том числе для нашей страны.

Но, похоже, свое мнение чиновники изменили, и через полгода премьер-министр РФ Михаил Мишустин таки подписал постановление о запрете международных автомобильных грузоперевозок для компаний из стран Евросоюза, Великобритании, Норвегии и Украины. Оно вступило в силу 10 октября, но перевозчикам из «недружественных» стран дали еще неделю — на то, чтобы «эвакуировать» свои машины из России.

Но каковы реальные шансы, что эта мера сработает и поддержит отрасль?

Фото: www.ft.com

Для начала следует сказать, что запрет распространяется на двусторонние и транзитные перевозки по России — в том числе с конечным пунктом в третьих странах. При этом он не касается почтовых отправлений, ввоз грузов в Калининградскую область, перецепку с иностранных фур на отечественные или белорусские. Правда, она разрешена только в специальных зонах таможенного контроля.

Поскольку запрет ЕС допускал перевозки товаров особых категорий, таковые предусмотрены и постановлением Мишустина. Если конкретнее, то речь идет о некоторых видах продовольствия, фармацевтических препаратах, удобрениях, бумаге, пластмассе и изделиях из нее, энергоносителях и прочих важных грузах. Также остается открытым и «автодорожное сообщение для гуманитарных целей», отметили в Федеральной таможенной службе.

Но даже несмотря на послабления, этот запрет непременно прибавит европейцам хлопот. Еще бы: до сих пор они свободно работали в РФ, пользуясь погранпереходами в Финляндии, Эстонии и Литве. А поначалу ездили и через Белоруссию — так во многих случаях было выгоднее и быстрее, рассказала порталу «АвтоВзгляд» директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова. Но недолго: соседи закрыли границы для перевозчиков из ЕС еще в апреле.

Фото: www.freightwaves.com

— Так как местное правительство не пускает на свою территорию европейских перевозчиков, осуществлять доставки через РБ они могли лишь путем перецепления полуприцепа с грузом или переноса товаров из своих т/с в российские или белорусские — объяснил порталу «АвтоВзгляд» Андрей Побежимов, руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК.

Теперь же транспортным компаниям из «недружественных» стран закрыт въезд и в Россию. Им это не сулит ничего хорошего — придется строить новые, куда менее удобные маршруты и существенно сокращать объем доставок. Именно так «выкручивались» наши перевозчики, но пережить этот кризис удалось, увы, не всем. По некоторым данным, из-за санкций более 3000 автопредприятий РФ были вынуждены прекратить свою деятельность.

Для оставшихся же новость о «зеркальных» санкциях, безусловно, хорошая — по словам представителей транспортных компаний, эта мера ощутимо поддержит отрасль. Каким образом? Добавит им работы: кто-то же должен доставлять груз от европейских границ до конечных российских клиентов. Увеличатся ли из-за этого сроки исполнения заказов? Вероятно, да, но ненамного. Ведь из-за санкций возник профицит фур, которые теперь наконец-таки займутся делом.