Так уж вышло, что ДВС нужно горючее: возгорания в камерах заставляют поршни двигаться, вращая коленвал, который в свою очередь передает энергию через трансмиссию на колеса. Количество сгораемого топлива зависит не только от объема двигателя и его конструкции, но и от возраста.
И дело не только в железе, но и в другом, весьма важном элементе всего процесса — в кислороде. Как ни странно, но для сгорания и бензина, и дизеля требуется самый обыкновенный воздух, который подается в дроссель, где и происходит смешивание горючего и кислорода в воздушно-топливную смесь. Это знают все, однако немногие догадываются, что воздух участвует и в других процессах работы ДВС. Даже не сам воздух, а его обоснованное отсутствие — вакуум.
Со временем — и неважно сколько прошло, тут дело в эксплуатации и обслуживании — мотор начинает больше сжигать топлива, причем вместе с растущим аппетитом падает мощность. Этот тандем должен подсказать водителю, что где-то есть внеплановый подсос воздуха. Так было и у нас: Mitsubishi Lancer, несмотря на мощный двухлитровый мотор, быстро ехать не хотел, но сжигал по 12—13 литров на каждую сотню.
Внимательно осмотрев «подкапотный натюрморт» на заведенном двигателе, приложив к диагностике и органы слуха, «виновник» был найден: вакуумный патрубок на регуляторе давления топлива имелся только для вида. Резиновая трубка держалась «на соплях», вся потрескалась и рассохлась. Ее даже снимать не пришлось — сама отпала.
Регулятор давления топлива — он же РДТ — весьма важный элемент ДВС, который заведует давлением в топливной системе. Это простой механический клапан, уменьшающий или увеличивающий давление, обеспечивая оптимальную горючую смесь. О его устройстве мы обязательно расскажем отдельно — оно того стоит — но сейчас важно понять лишь одну особенность его конструкции: регулятор состоит из двух камер — топливной и вакуумной, куда ведет отдельный штуцер. Он-то нам как раз и интересен.
Если в вакуумной камере РДТ не создается вакуум, то клапан постоянно открыт, давление в системе поддерживается исключительно бензонасосом, который качает постоянно, а топливо уходит в «обратку». Проще говоря, бензонасос пытается создать нужное давление, но не может этого сделать. Как результат, машина тяжело заводится, остро чувствует влажность, глохнет на холостых и отказывается ехать «на всю».
15-сантиметровый кусок неназванного, но подходящего по диаметру бензостойкого шланга, натянутый на штуцер, показал весьма любопытный эффект. Во-первых, наш Lancer стал куда бодрее заводиться и бодрее набирать скорость.
Но это все ощущения, а вот четкий расчет таков: ранее одной заправки на 1000 рублей хватало на 180—190 км пробега в смешанном цикле, а после замены той самой трубки итоговый результат вышел на отметку 240—250 км. Однако, 25% при единоразовом вложении в 45 рублей — отменный результат!