Напомним, что в прошлом году нижегородцы реализовали более 50 000 легких коммерческих авто (УАЗ — около 17 000, Ford — 13 000, АВТОВАЗ — 11 000 с небольшим). При этом продемонстрировали широкой публики и уже готовились вывести на рынок ряд новинок, в том числе и прогрессивные модульные автомобили «Скорой помощи», способные более эффективно противостоять тому же коронавирусу, и оборудование, значительно снижающее риск подхватить ту или иную инфекцию в общественном транспорте. На сколько теперь осуществимы эти планы, и как скажется кризис на все отрасли в целом?
– Рынок коммерческих автомобилей быстрее всего падает во время экономических кризисов и медленнее всего восстанавливается, — комментирует сложившуюся ситуацию г-н Сорокин. — И это особенно заметно на примере малого и среднего бизнеса. Ведь автомобиль — это инвестиция. То есть мало, чтобы у предпринимателей были деньги на его покупку, у них должна быть уверенность, что эти инвестиции окупятся.
Сегодня же мы видим очень сильное падение спроса. Объем заказов на май-июнь — на уровне 10—15% от прошлогоднего. Иными словами, даже после окончания антиэпидемических мер и возвращения страны к нормальной жизни, восстановление спроса со стороны бизнеса не будет быстрым. По оптимистическому сценарию, падение рынка коммерческого транспорта составит в этом году порядка 50%.
– Серьезно исправить ситуацию могла бы эффективная программа госзакупок, — продолжает Вадим Николаевич. — В частности, речь идет о переносе программ обновления парков государственных ведомств и госкомпаний, запланированных на 2020—2022 годы, на более ранний период — буквально на ближайшие месяцы. В первую очередь я имею в виду закупки медицинских автомобилей, которые нужны сегодня в большом количестве. А во вторую — закупки автомобилей, которые понадобятся на этапе выхода из кризиса. Это общественный транспорт и это обновления транспорта государственных ведомств и госкомпаний.
По нашей оценке, в их парке сейчас порядка 20 000 LCV старше 10 лет с экологическим классом «Евро−3» и ниже, хотя в России уже давно действует стандарт «Евро−5». Устаревшие автомобили не только неэффективны с точки зрения высокой стоимости содержания и топливных расходов, но и наносят ущерб окружающей среде.
В целом же, обновление парка госкомпаний может дать толчок к постепенному обновлению всего парка коммерческого транспорта в России. И при этом надо четко понимать, что само по себе производство автомобилей будет инструментом оживления экономической жизни страны…