Большинство водителей считает, что вопрос подготовки авто к летней эксплуатации – миф, запущенный стремящимися к легким деньгам сервисменами. Попробуем разобраться, так ли это и правда ли, что любой автомобилист способен воспроизвести необходимый комплекс мероприятия своими силами.
Итак, начнем. Первое, о чем нужно задуматься – здоровье двигателя. Замена моторного масла – только начало. И это не обязательный пункт комплекса, как, собственно, и полноценное ТО. Если время смены не пришло, особого смысла в этом нет.
Куда важнее – состояние воздушного и салонного фильтров. Оба относятся к категории копеечных расходников, однако это тот случай, когда лучше «перебдеть, чем недобдеть». Воздушный фильтр, к примеру, оказывает прямое влияние на качество работы систем смесеобразования и воспламенения. К тому же, продлевает жизнь моторному маслу. Салонный же фильтр призван очищать то, чем вы дышите. Если авто оборудовано кондиционером, его чистота в буквальном смысле становится залогом здоровья и водителя, и пассажиров.
Второй пункт касается инспекции роликов и ремней. Начиная с системы ГРМ (если у вас, конечно, не цепной привод) и заканчивая приводящими ремнями навесного оборудования. К чему приводит обрыв или перескок первого, объяснять, надеемся, излишне. Впрочем, обрыв и проскальзывание второго в последствии также сулит массу «удовольствий».
Проблема в том, что делать все это придется, как минимум, в собственном гараже, а за неимением оного – в автосервисе. Дилерском ли или просто знакомом – не так уж и важно. Важно другое, определить на глаз ресурс ремней новичок не сможет. Если он вообще будет в состоянии добраться хотя бы до одного из них.
К слову, заезд в сервис позволит также оценить состояние различных прокладок и резиновых соединений. Подтеки масла и антифриза на зимней пыли видны, что называется, невооруженным глазом, как, собственно, и источник их появления.
Третий этап – радиаторы. О том, что теплообменники нужно содержать в чистоте помнят немногие, а в жару озадаченно глядят под капот, пытаясь понять, почему их авто вдруг «закипел». Эту процедуру опять же лучше доверить сервисменам, ибо в большинстве случаев, без частичной разборки подкапотного пространства радиатор не помыть. Тем более, если их два (двигатель и кондиционер).
Вот профилактической заменой аккумулятора, наверное, можно пренебречь, хотя многие специалисты на этом разве что не настаивают. Разумеется, если АКБ уже на последнем издыхании, заехать в магазин, пожалуй, все-таки стоит, но менять вполне живую батарею на новую – откровенное мотовство. Если на то пошло, при первых же симптомах сбоя аккумулятора нужно не за новым бежать, а изучить состояние клемм. Возможно проблема решится банальной чисткой клемм и нанесением на них специальной смазки. Не лишним в таком случае будет проверить и контакт массы на двигателе (с ним нужно сделать то же самое). Чаще всего, именно он является виновником большинства аккумуляторных бед.
Четвертый пункт в этом списке – инспекция всех рабочих жидкостей – тормозная и антифриз. По сути, летом они влияют на безопасность куда сильнее, чем зимой. И если сильно разбавленная охлаждающая жидкость приведет к банальному «самовару», закипание «тормозухи» оставит водителя без тормозов.
И ту, и другую, кстати, нужно менять не реже, чем раз в два года. Поскольку тормозная жидкость крайне гигроскопична, а антифриз склонен к медленному «выкипанию» и постепенному изменению химического состава (что приводит к преждевременному разрушению резиновых элементов и коррозии металлических).
Пятое – кондиционер. В каких-то авто его, разумеется, отродясь не было, но в больишнстве иномарок он все же присутствует. И пока он работает о нем никто и не вспоминает, хотя эта система нуждается в не менее регулярном обслуживании. Итак, что нужно сделать. Во-первых, проверить работает она или нет. Загоревшаяся кнопочка на центральной консоли ничего не даст – дождитесь пока из дефлекторов не пойдет холодный, явно кондиционированный воздух. В ряде случаев, кстати, для этого придется проехать несколько километров. Если система все-таки работает, следующим этапом является проверка уровня хладагента (недостаток ведет к ускоренному износу компрессора, который в жару будет молотить практически постоянно), а также антибактериальная обработка. Запах – следствие размножения бактерий на поверхности испарителя. Именно от них, собственно, и надо избавиться.
В принципе, ее можно провести самостоятельно. Для этого обычно используют либо специальную автохимию, либо банальный хлоргексидин (или состав, созданный на его основе), продающийся в любой аптеке. Правда его понадобится довольно много. Вопрос в том, знаете ли вы, где в вашем авто расположен испаритель?
Ну и финальный аккорд – проверка ходовой. Зима – суровое испытание для любого резинового изделия, в том числе и для сайлентблоков, и для защитных кожухов. Потратить 20 минут и 1000 рублей на диагностику – куда дешевле, чем упустить прореху в пыльнике шруса, который потребует замены к осени. Да и на рулевую разболтанные шарниры влияют не лучшим образом, не говоря про ступичные подшипники...
И, кстати, не забудьте нормально отбалансировать летние колеса. Дисбаланс в какие-то 40-60 грамм на скорости сравним с боковым ударом кувалды по шине. который наносится с частотой 5 ударов в секунду. Как долго проживет подвеска такого авто?