Очевидный факт: чем лучше вы осведомлены об особенностях той или иной категории товара, тем больше шансов приобрести именно тот продукт, который оправдает ваши ожидания. Все это в полной мере относится и к автомобильным батареям, спрос на которые в России остается стабильно высоким. Кстати, в настоящее время на нашем рынке представлено несколько десятков аккумуляторных брендов как отечественных, так и зарубежных. Поэтому, учитывая данный факт, иногда даже опытному автолюбителю в этом изобилии довольно сложно сориентироваться. Особенно в тех случаях, когда для одной и той же машины рекомендуют АКБ с различными номиналами емкости или пускового тока.
Конечно, можно пойти самым простым путем и попытаться приобрести точно такую же батарею, что стоит под капотом. Однако если у машины до вас был хотя бы один хозяин, не факт, что установленная им батарея соответствует требованиям автопроизводителя. Кроме того, далеко не всегда, заглянув под капот, вам удастся разглядеть обозначения на корпусе АКБ — настолько плотно там компонуются узлы и детали.
Конечно, ориентир для поиска требуемого аккумулятора все же есть — это параметры, определеннные автопроизводителем. Однако в руководстве по эксплуатации автомобиля найти такие данные АКБ, как его размеры, тип полярности выводных клемм (обратная или прямая), емкость (в Ач) и пусковой ток в амперах (А) вряд ли удастся. Кстати, правильное, то есть по ГОСТу, название последнего параметра — ток холодной прокрутки (ТХП). Его, в зависимости от страны и завода-производителя, измеряют по разным стандартам. На это обязательно стоит обратить внимание, так как реальный пусковой ток одного и того же аккумулятора, измеренный по разным стандартам, будет иметь разные значения. Поэтому на современных батареях рядом со значением ТХП обязательно указывается (обычно в скобках) стандарт, по которому он измерялся. Как правило, это символы EN, обозначающие европейский стандарт.
Данные о параметрах штатного аккумулятора на крышке АКБ часто отсутствуют — для этого его иногда приходится демонтировать, чтобы добраться до этикетки.
Возвращаясь к вопросу, связанной с выбором аккумулятора, отметим основное правило при его выборе — надо искать такой источник питания, у которого значения емкости и ТХП будут не ниже показателей, рекомендованных автопроизводителем. И если в в руководстве по эксплуатации автомобиля эти данные найти не удалось, можно воспользоваться сервисами онлайн-подбора аккумуляторов по марке и модели машины. К слову, менеджеры автомагазинов нередко предлагают клиентам приобретать батареи более высокой (чем у штатного АКБ) емкости. Что ж, лишний запас емкости, конечно, не повредит, но для холодного пуска двигателя, особенно в зимний период, куда важнее именно пусковой ток. Чем он выше, тем увереннее и дольше стартер сможет проворачивать коленчатый вал и, соответственно, легче будет заводиться застывший на морозе мотор.
Для экспресс-подбора можно использовать интерактивный поиск аккумулятора по модели автомобиля. На скриншоте показаны результаты подбора АКБ для Hyundai Santa Fe Classic 2,0 СRDi.
Этот важный с точки зрения выбора аккумулятора момент подтверждается и результатами нескольких сравнительных тестов АКБ, проведенных нашими экспертами. Напомним, что по итогам испытаний лучшие пусковые показатели продемонстрировали именно те батареи, которые имеют наибольшие (среди остальных образцов) значения заявленного ТХП. Речь, в частности, идет об аккумуляторах Topla, TAB, Titan и Varta c пусковым током 600 А. Любопытно, что все перечисленные батареи имеют и одинаковую емкость, которая составляет 60 Ач. И здесь логично напрашивается вопрос: а какому аккумулятору отдать предпочтение, если значения пускового тока и емкости у всех равные?
Максимальный пусковой ток стартерного аккумулятора указывается на этикетке рядом с символами EN.
Ответ на этот вопрос дают эксперты портала «АвтоПарад», проанализировавшие результаты нескольких экспертных исследований, в том числе проведенных нашими коллегами из журнала «За рулем» (№ 10/2016). В качестве примера эксперты приводят результаты сопоставления пускового тока у образцов, имеющих одинаковую заявленную емкость 60 Ач. Очевидно, что при прочих равных условиях (например, габариты) наиболее эффективными будут аккумуляторы, обеспечивающие наибольший пусковой ток. А если ток оказывается одинаковым, то лучшими признаются образцы, имеющие меньший вес. Почему так? Дело в том, что ТХП во многом зависит от количества свинца внутри батареи — чем его больше, тем выше ток. Однако эта зависимость имеет и обратную сторону — масса, а заодно и стоимость АКБ при этом заметно увеличиваются.
Результаты сопоставления пусковых токов у батарей емкостью 60 Ач, принимавших участие в сравнительных испытаниях 2016 года.
Итак, каков же расклад по результатам сопоставления? Как видно из линейных графиков, среди батарей с емкостью 60 Ач, участвовавших в тесте «ЗР», самым эффективным оказываются два образца, выдающие по максимуму 600 А тока — это словенский TAB Polar и российский «Зверь». Однако последний явно проигрывает «словенцу» из-за чрезмерно большего (на целых 2 кг), чем у батареи TAB Polar, веса. По всем канонам, при столь значительном превышении массы (а, значит, и свинца внутри батареи), у «Зверя» и ток пусковой должен быть выше. Однако в ходе теста это не подтвердилось!
Аккумуляторы ТАВ в ходе различных тестов неоднократно подтверждали заявленное значение пускового тока силой 600А и более.
Представленные нашими коллегами данные лишний раз свидетельствуют в пользу тех АКБ, которые имеют больший пусковой ток при умеренном весе. Кстати, если говорить конкретно о стартерных аккумуляторах Topla и TAB (к слову, выпускаемых одноименной словенской компанией ТАВ), то высокие пусковые токи — это одно из главных преимуществ, которыми обладают эти батареи. У них, как видно из графиков, пусковой ток значительно (иногда на 20%) превышает аналогичные показатели батарей той же емкости. Инженерам ТАВ удалось достичь этого за счет внедрения ряда фирменных ноу-хау. Здесь можно вспомнить и об уникальных рецептурах активной массы, наносимой на пластины, и об особых конверт-сепараторах, защищающих электроды аккумулятора от замыкания, и о специальных режимах сушки и формирования пластин, и о «кальциевых» технологиях их производства с добавлением нано-компонентов.
Пластины и нанесенная на них активная масса во многом определяет величину пускового тока аккумуляторов. Кстати, рецептура самой «пасты» держится в строжайшем секрете.
Важно отметить, что на заводах компании TAB большинство аккумуляторных свинцовых решеток изготавливают по прогрессивной технологии Expanded Metal Technology (ЕМТ), которая позволяет свести к минимуму разброс геометрических и физических параметров пластин, а также улучшить их антикоррозионные и прочностные свойства. Неудивительно, что за последние годы словенские АКБ получили массу положительных отзывов от российских автовладельцев. Очень важно, что при этом все фирменные аккумуляторы, выпускаемые на заводах ТАВ, могут применяться в автомобилях любого класса, независимо от страны их производства.
Например, среди множества спецификаций АКБ есть стартерные батареи, чьи конструктивные, электрические и эксплуатационные параметры определяются японским промышленным стандартом JIS. Такие источники питания специально выпускаются для японских, корейских и китайских автомобилей, каковых в нашей стране великое множество. Есть в фирменном ассортименте аккумуляторов и модификации с обозначением Truck, предназначенные для коммерческого транспорта. Все модели аккумуляторов уже поставляются во многие российские регионы, причем заказать их можно даже через интернет-магазины.
В линейке фирменных батарей есть и разнообразные модели аккумуляторов для коммерческого транспорта.