Вопреки очевидности, иногда правильно спроектированная шероховатость поверхности объекта фактически может уменьшить сопротивление воздуха. Превосходным примером такого физического феномена может служить мяч для гольфа. Действующее на него в полете аэродинамическое сопротивление определяется двумя факторами: разностью давлений перед ним и позади него, а также трением о воздух. У гладкого мяча пограничный слой воздуха отрывается, не заходя на заднюю сторону, и при отделении этого слоя образуются вихри. Давление за мячом резко понижается, в то время как на передней поверхности оно весьма высоко. Возникающая разность давлений замедляет полет.
Однако, если на поверхности мяча имеются неровности, то отделение граничного слоя задерживается. В результате давление за мячом понижается не так сильно, разность и, соответственно, сопротивление, уменьшаются. Поэтому ямочки увеличивают дальность полета мяча для гольфа, причем весьма значительно — примерно на 40%.
Применяя этот же принцип к автомобилю, противники его мытья уверяют, что неровности, образованные налипшими на кузов частичками пыли и глины, также будут снижать аэродинамическое сопротивление и, естественно, повышать топливную экономичность.
Конечно, если бы грязь по какой-то счастливой случайности могла сформировать столь же математически просчитанные по форме и расположению углубления, как на мяче для гольфа, то и эффект был бы схожим. Однако беспорядочно налипшая пыль и комки почвы производят прямо противоположный эффект, увеличивая сопротивление набегающему потоку воздуха. И если вы основательно запустите свою машину, то можете слегка подорвать свое финансовое благополучие. Ведь экспериментально установлено, что изрядно чумазый автомобиль начинает «кушать» примерно на 10% больше топлива, чем идеально вымытый и отполированный.
Поэтому, если вы не обладаете сверхъестественными способностями, позволяющими усилием воли структурировать грязь на кузове, то хотя бы иногда мойте машину — по крайней мере, чтобы с нее грязь не отваливалась кусками.