75591

Зачем в автомобиле нужна система ESP

Умная машина сама решит, как вписаться в поворот
Зачастую даже опытные автолюбители плохо разбираются в аббревиатурах, обозначающих электронные функции. К тому же у различных производителей они порой называются по-разному, отчего путаницы получается еще больше. Например, система стабилизации курсовой устойчивости известна под семью аббревиатурами.
Поделиться
Изображение Зачем в автомобиле нужна система ESP

У большинства автопроизводителей она обозначается, как ESP (Electronic Stability Programme), а отдельные бренды называют ее по-своему:

Honda, Volvo, Kia и Hyundai — ESC (Electronic Stability Control);

Volvo — DTSC (Dynamic Stability Traction Control);

Honda, Acura — VSA (Vehicle Stability Assist);

Jaguar, Land Rover, BMW и Mazda — DSC (Dynamic Stability Control);

Toyota — VSC (Vehicle Stability Control);

Infiniti, Nissan, Subaru — VDC (Vehicle Dynamic Control).

Все названия подразумевают одно и то же — это электронная система активной безопасности, обеспечивающая курсовую устойчивость во время движения автомобиля и предотвращающая его занос и боковое скольжение. Во многих современных моделях функция динамической стабилизации доступна в базовых комплектациях, а в качестве опции ее предлагают почти на любой машине. В большинстве случаев она, кстати, отключается с помощью кнопки.

Блок-контроллер ESP работает в связке с датчиками антиблокировочной системы ABS и противобуксовочной TCS (Traction Control System), постоянно обрабатывая их сигналы и анализируя скорость вращения колес, положение руля и давление в тормозной системе. Если программа определит, что автомобиль сходит с заданной траектории, ESP будет решать свою главную задачу — вернуть автомобиль на нужный курс. Она подаст команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес, а также отрегулирует подачу топлива.

Система курсовой устойчивости функционирует постоянно и в любых режимах движения. Алгоритм ее срабатывания зависит от конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, при скоростном повороте сработает датчик углового ускорения, фиксируя начало сноса задней оси. В такой ситуации ESP подаст сигнал блоку управления двигателем на уменьшение подачи горючего. При необходимости система вмешается в работу ABS, притормозив внешнее переднее колесо. В автомобилях с «автоматом» ESP может корректировать его работу, выбирая более низкую передачу. У некоторых моделей с помощью этой функции настраивается внедорожный режим.

Система курсовой устойчивости особенно полезна начинающим водителям и почти всегда готова исправить их ошибки. С возможностями ESP от человека не требуется навыков экстремального вождения. Главное — повернуть руль на правильный угол, а уж автомобиль сам решит, как ему вписаться в поворот. Хотя всегда надо иметь в виду, что возможности электроники не беспредельны, и строго подчиняются законам физики. При любых раскладах, за рулем не стоит расслабляться и терять голову.