В России проведение отзывных кампаний на государственном уровне контролирует Федеральное агентство Росстандарт. Оно должно быть проинформировано производителем об обнаруженных неисправностях в течение десяти дней после их выявления.
Вместе с тем изготовитель предоставляет в ведомство список VIN-номеров неисправных автомобилей. Затем агентство утверждает программы по устранению дефектов и следит за их выполнением. Обо всех сервисных акциях сообщает официальный сайт Росстандарта (gost.ru) в разделе «Новости» (теги — «отзыв продукции» или «авто»).
Если автовладелец проблемной машины обслуживается у дилера, его представители обязаны связаться с ним по телефону, электронной или обычной почте. Кроме того, можно самостоятельно обратиться к производителю или его официальным дилерам. Списки VIN-номеров бракованных машин публикуются в свободном доступе на их официальных сайтах.
Все надлежащие работы в таких случаях выполняются исключительно за счет изготовителя независимо от того, где обслуживалась машина. Согласно пункту 2 статьи 38 ФЗ «О техническом регулировании», сюда входит доставка авто к месту устранения недостатков, а также его возврат обратно владельцу.
Имейте в виду — если автомобиль подпадает под отзывную кампанию, это не значит, что в нем непременно что-то отвалится, потрескается или вытечет. Как правило, сервисная акция считается профилактической и перестраховочной мерой, подтверждающей статус безопасного транспортного средства.
Поводом для отзыва обычно служат регулярные обращения автовладельцев в дилерские автосервисы с одной и той же технической неисправностью. Кроме того, причиной может стать определенное количество схожих дефектов, выявленных при прохождении плановых ТО. Об этом сообщается производителю, который, прежде чем инициировать отзыв, вычисляет число машин с подобной неисправностью. Партия с бракованной деталью легко определяется с помощью отработанных логистических схем, а если обнаружен какой-то конструктивный дефект, заложенный на начальном этапе, это служит поводом для отзыва всех выпущенных автомобилей.
Самым массовым за всю историю мирового автопрома считается отзыв 53 миллионов автомобилей различных марок в связи со сбоем в работе подушек безопасности японского производителя Takata. По этой причине погибло 18 человек, а убытки компании-банкрота составили 10 миллиардов долларов. В результате недавно отшумевшего скандала, получившего название «Дизельгейт», смертельных случаев официально не зарегистрировано. Но концерну Volkswagen отзывная кампания обошлась в рекордную сумму — 18,3 миллиарда долларов.