Считается, что сейчас автомобили разрабатываются полностью готовыми к эксплуатации сразу после схода с конвейера. Допуски и посадки деталей современных авто настолько точны (вроде бы!), что они не требуют взаимной притирки и приработки. Говоря о надежности современных массовых машин и их моторах, следует твердо помнить о главном. Автопроизводителей сейчас интересует не надежность их детищ, а минимизация поломок исключительно в течении гарантийного срока или пробега.
Что там будет с мотором дальше — как говорится, «трава не расти». По этой причине из-за неправильного повседневного обращения с движком в период его «юности», технические проблемы могут «вылезти» даже до истечения гарантии. Причем такие, что автопроизводитель «разведет руками» и сошлется на неправильную эксплуатацию машины самим владельцем.
А дело все в том, что даже в рамках жестких требований на изготовление деталей современных моторов, их размеры все равно «плавают» в оговоренных техническими условиями пределах. И конкретному автовладельцу может так «повезти», что ему попадется машина с силовым агрегатом, где установлены комплектующие, едва-едва укладывающиеся в свои допуски — с почти пограничными размерами. В этом случае старая добрая «обкатка» двигателю совсем не помешает.
Поскольку автомобилист в принципе не может знать, из каких деталей собран мотор именно его авто, имеет смысл перестраховаться и обкатать новый «аппарат». Основная идея обкатки — в течении первых нескольких тысяч километров пробега эксплуатировать силовой агрегат в щадящем режиме. Чего же не стоит вытворять с мотором новенького транспортного средства?
Прежде всего, как бы странно это ни звучало, но в первое время не стоит долго держать его работающим на холостых оборотах. Дело в том, что при этом подача масла в систему смазки относительно не велика, а при обкатке его дефицит в потенциально проблемных местах крайне нежелателен. Мотору легче всего работать в устоявшемся режиме в районе 2000—2500 оборотов в минуту, с минимальной нагрузкой. То есть в движении по свободной трассе при незагруженной машине.
Поэтому в течении первых 2000—3000 км пробега лучше избегать езды в заторах, когда двигателю постоянно приходится то выходить на высокие обороты, то снижать их до уровня холостого хода, что не приветствуется. Само собой разумеется, что старт со светофора должен быть в «пенсионерском стиле». Раскручивать юный движок свыше 3000—3500 об/мин в принципе не рекомендуется. В связи с этим, кстати, владельцам машин с МКП или с «автоматом», оснащенным функцией переключения передач, не стоит в начальный период пользоваться приемом торможения двигателем.
Эффективность обкатки нового мотора можно еще больше повысить, если поменять моторное масло первой заводской заливки (как правило, это обычная «минералка») на специально оптимизированный смазочный состав. Речь идет о полусинтетических антифрикционных маслах последнего поколения, в пакет присадок которых входит дисульфид молибдена (MoS2).
В частности, серию таких смазочных материалов с обозначением MoS2 Leichtlauf на наш рынок поставляет немецкая Liqui Moly. Масло этого типа создает на поверхностях трущихся деталей тончайшую пленку MoS2. Такое улучшение поверхности снижает трение и, как следствие, уменьшает износ деталей двигателя. Пленка смазки способна выдерживать значительные механические нагрузки и температуру до +450°C, что, в сочетании с высокой термостабильностью позволяет применять эти масла в экстремальных условиях эксплуатации.
Более того, дисульфид молибдена способен защитить двигатель даже при масляном голодании и попадании воды в систему смазки. Как показали реальные моторные тесты, проведенные российскими экспертами, износ деталей при заливке масел серии MoS2 Leichtlauf снижается более чем на 50%. Кстати, масла с дисульфидом молибдена отлично подходят для обкатки не только новых, но и прошедших капремонт автомобильных движков.