Известно, что моторные масла для дизельных и бензиновых агрегатов различаются по своему составу, что, собственно, логично. И сейчас речь пойдет о малоизвестном аспекте применения специализированных масел. Для начала следует напомнить, что дизтопливо, особенно в России, отличается от бензина еще и повышенным содержанием серы.
С одной стороны, она улучшает смазывающую способность солярки, что полезно для работы топливной аппаратуры автомобиля. А с другой стороны, сера, сгорая в моторе вместе с дизтопливом, окисляется, вступает в реакцию с водяным паром, который также является одним из продуктов горения углеводородов, и превращается в кислоту. Последняя, в конечном счете, попадает в моторное масло. Какими проблемами грозит деталям двигателя присутствие сильной кислоты в смазке объяснять, полагаем, не нужно.
Чтобы избежать такого развития событий, в «дизельный» лубрикант добавляют повышенное количество щелочных присадок. Они призваны нейтрализовать образующуюся кислоту. Кроме того, в процессе работы дизельного двигателя образуется повышенное количество сажи. Она может оседать на поверхностях камеры сгорания. А попав в масло, создавать отложения и на прочих поверхностях внутри мотора. Во избежание этого, «дизельную» смазку снабжают увеличенной дозой присадок, повышающих ее моющие свойства.
Но повышенное количество присадок вышеупомянутых типов в масле имеет свои минусы. При длительной езде с оборотами мотора свыше 4000 в минуту, такая смазка начинает «гореть» с образованием лакообразных отложений на внутренних поверхностях силового агрегата. Причина — повышенная зольность смазки, то есть большое количество минеральных веществ, содержащихся в ней (присадок). Для дизельного двигателя режимы эксплуатации на высоких оборотах крайне редки и ничего страшного с маслом не происходит. А в бензиновых моторах, при раскрутке водителем движка «до отсечки», обороты подскакивают до 5500—6500 в минуту.
Все эти факты приводят нас к следующему выводу: «дизельное» масло можно время от времени заливать в бензиновый мотор и эксплуатировать с ним силовой агрегат до следующей смены смазки. Это полезно делать для того, чтобы, воспользовавшись повышенными моющими и щелочными свойствами «дизельного» лубриканта, прочистить систему смазки бензинового мотора. Что здорово продлит срок его беспроблемной эксплуатации.
При этом, разумеется, следует придерживаться спокойного стиля езды, без раскруток силового агрегата до максимальных оборотов. Если уж совсем невмоготу без «гонок» по дорогам общего пользования, можно сменить «дизельное» масло на штатное «бензиновое» за несколько тысяч километров пробега до завершения обычного интервала замены.
Правда, как отмечают эксперты в области смазочных материалов, к приведенным выше рекомендациям следует относиться со значительной долей осмотрительности. По большей части они касаются машин предыдущих поколений, где требования к моторным маслам были не столь жесткими, как у новых модификаций автомобилей. Поэтому, прежде чем лить смазку в двигатель, внимательно изучите ее спецификации.
Для наглядности рассмотрим применимость синтетического моторного масла Top Tec 4110 5W-40, выпускаемого немецкой фирмой Liqui Moly. Данный продукт, кстати, подходит и для бензиновых моторов, и для дизелей, однако со вполне определенными оговорками. Так, если рассматривать Top Tec 4110 5W-40 применительно к бензиновым агрегатам, то оно оптимизировано под вполне конкретные двигатели. Это моторы с сажевыми фильтрами (GPF), рассчитанные на использование высоковязких моторных масел, согласно спецификаций Porsche C40 и VW 511 00.
К слову, данные технические нормы не имеют обратной совместимости, поэтому не могут заменить более ранние спецификации Volkswagen. Что касается дизелей, то для них у масла Top Tec 4110 5W-40 предусмотрена отдельная спецификация ACEA C3. Она позволяет применять эту «синтетику» на дизельных моторах других производителей. Естественно, тех из них, у которых в инструкции прописана данная рекомендация ACEA.