Не секрет, что виновником плохого пуска холодного двигателя зимой часто становится автомобильная батарея. Что неудивительно, ведь она представляет собой химический источник тока. А его характеристики, напомним, во многом зависят от таких показателей, как температура, степень заряженности АКБ и плотность его электролита.
Для лучшего понимания их взаимосвязи друг с другом обратимся к исследованиям словенской компании TAB, выпускающей одноименные аккумуляторы, а также популярные в России батареи Topla.
Следите за уровнем заряда!
Итак, при правильной эксплуатации АКБ, когда аккумулятор полность заряжен и плотность электролита близка к значению 1,29 г/см.куб, батарея сохраняет работоспособность при температурах вплоть до −50С. Когда же степень заряда АКБ понижается наполовину (до 50%), а плотность электролита падает до 1,19 г/см.куб, он будет работать, но только до −30С. Что, в общем-то, также неплохо! Кстати, хорошую морозостойкость фирменных батарей TAB и Topla уже давно по достоинству оценили многие отечественные автовладельцы.
Следует понимать, что отмеченные выше значения параметров АКБ обозначены как предельные. И выходить за эти пределы крайне нежелательно. Однако, часто из-за отсутствия опыта, некоторые автомобилисты этот факт игнорируют. Между тем, в зимний период, особенно когда машина ночует на улице в сильные морозы, крайне важно контролировать уровень заряда аккумулятора. А если АКБ обслуживаемый, то еще и плотность электролита.
Разрушительная заморозка
Помните: электролит низкой плотности, находящийся в разряженном АКБ, может замерзнуть даже при относительно слабых (до −20С) холодах. Не забывайте, что при замерзании электролит превращается в лед. Расширяясь на морозе, он способен повредить как пластины батареи, так и ее корпус. Бывает, что в подобных случаях АКБ разбухает или трескается. В итоге аккумулятор выходит из строя, после чего его приходится попросту менять.
Отдельный вопрос — энергетические характеристики стартерного аккумулятора. В предыдущих статьях уже сообщалось о таких параметрах, как емкость (С20) и ток холодной прокрутки (ССА). Их рекомендуемые значения обычно указаны в инструкции к автомобилю. Очевидно, что они тоже зависят от наружной температуры. При ее понижении емкость АКБ и выдаваемый им ток тоже уменьшаются, причем характер этой зависимости нелинейный.
Запас мощности не помешает
Кстати, не все водители знают, что нормативный ток холодной прокрутки (ССА) измеряется при −18 С. При этом, согласно методике ЕN, напряжение на клеммах АКБ не должно опускаться ниже 6,2 В. А потому в машинах, эксплуатируемых при низких температурах, будет лучше использовать батареи с максимально возможным для них пусковым током (фото выше). Это позволит избежать проблем с запуском двигателя при сильных холодах.
Такая рекомендация обусловлена спецификой работы бортовой электроники у современных иномарок. Она всегда контролирует процесс запуска мотора. И тут же прерывает его, если напряжение бортсети падает ниже 5,5 В. Подобное, кстати, нередко случается при запуске промерзшего двигателя. Как избежать этого? Проверенный вариант — применение АКБ с более высокой, чем у штатной батареи, энергоемкостью. Ее запас исключит «проседание» напряжения до критического уровня.
Как пример рассмотрим вариант, когда в машине штатно используется аккумулятор азиатского типа в корпусе D23 с емкостью 60 Ач и током до 600 А. Сегодня легко найти АКБ с такими параметрами. Однако, следуя советам специалистов TAB, в канун зимы будет лучше установить более мощную батарею того же типоразмера. Например, популярный аккумулятор Topla Top JIS с емкостью 65 Ач и током 650 А (фото выше). У него почти 10-процентный запас по производительности в сравнении со штатным АКБ. А такой «энергоресурс» гарантированно позволит запустить холодный мотор в зимнюю стужу.