Холодное время года — период проверки моторного масла, залитого в силовой агрегат машины, на стойкость к достаточно экстремальным условиям. Чаще всего автовладелец смотрит на паспортные характеристики смазки, видит в них знакомые циферки (что-то вроде 5W30, 0W20 и тому подобное), смутно вспоминает, что они, вроде как, гарантируют приемлемую текучесть в условиях среднестатистической зимы, и спокойно заливает «жижу» в двигатель.
Но иногда даже в относительно южные регионы страны приходят аномально-экстремальные морозы. А уж в центральной части европейской России или в северных ее областях 30-градусные холода более чем вероятны. И в такие моменты может выясниться, что нормально работавшая при 10º-20ºС ниже нуля смазка катастрофически загустела, хотя и имела маркировку, обещавшую адекватную стойкость к холоду.
Происходит такое иной раз потому, что на самом деле подавляющее большинство представленных сегодня на рынке не только «полусинтетических», но и «синтетических» моторных масел изготовлены на минеральной основе и/или содержат ту или иную долю минерального масла. Которое, как известно, подвержено сильному загустеванию на морозе из-за присутствия в составе парафиноподобных молекул.
Сгустки этой субстанции могут местами затруднить процесс смазки в моторе, вызвав повышенный износ его узлов. Кроме того, порой производители масла пытаются «оптимизировать» свои затраты на его изготовление. Как правило, этот процесс включает и экономию на закупках сырья — в том числе и присадок. Последние, как известно, обеспечивают различные свойства масел. Их доля в составе моторных лубрикантов достигает порой 20%. Так вот, «экономичные» присадки могут оказаться «с сюрпризом».
При действительно низких температурах некоторые из них частично выпадают из масла в осадок и оседают на дне картера двигателя либо в фильтре. В какую сторону при этом изменяются свойства моторной смазки пояснять, полагаем, не стоит: масло без присадок хуже противостоит высоким температурам, в меньшей степени растворяет загрязнения, слабее противостоит окислительным процессам и прочее, и прочее…
Таким образом, если существует хотя бы гипотетическая вероятность прихода в ваш регион по-настоящему серьезных холодов, не стоит экономить на моторном масле, заливая в двигатель то, что дешевле. Этот шаг может оказаться фатальным для мотора в случае жесткого похолодания.
Впрочем, сегодня на нашем рынке появились смазочные материалы нового поколения, которые легко переносят даже тяжелые условия эксплуатации. Речь, в частности, идет о маслах серии Molygen New Generation поставляемых из Германии фирмой Liqui Moly. Ее инженерам удалось реализовать в них уникальную антифрикционную технологию MFC.
Данный метод позволяет «нивелировать» микрошероховатости деталей мотора путем насыщения верхнего слоя металла молекулами вольфрама и молибдена. Это приводит к синергетическому эффекту, увеличивающему прочность трущихся частей. Итог такого гибридного действия — двукратное уменьшение трения, мощная защита от задиров и снижение на 30% общего износа деталей. Все эти эффекты достигаются уже через полчаса работы двигателя на масле Molygen New Generation. Упрочненный слой металла сохраняется на 50 000 км пробега, даже если при последующем обслуживании машины использовались смазки других сортов.
Применимость масел Molygen New Generation довольно широка. Они подходят для авто старше 3—4 лет, а это более половины автопарка страны. Причем многие из машин эксплуатируются в реально тяжелых условиях. Это и езда в условиях бездорожья, и резкие перепады температур, и режимы частых холодных пусков или коротких пробегов. Последнее, кстати, весьма характерно для транспорта в больших городах и мегаполисах.