Ряд сравнительных испытаний автомобильных тормозных жидкостей, которые по заказу портала «АвтоВзгляда» проводил один из столичных НИИ, не раз выявляли некондицию среди продуктов данной категории. По оценкам специалистов этого экспертно-сертификационного центра, чаще всего она встречается среди ходовых тормозных жидкостей популярной спецификации DOT 4. Так что же это за спецификация такая, DOT?
Для начала напомним, что требования к составу и параметрам тормозных жидкостей обычно формулируются национальными техническими стандартами конкретной страны. Однако, как оказывается, большинство из них разработано на основе американских отраслевых норм SAE J−1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116).
А поскольку в проработке нормативов участвовало Министерство транспорта (Department of Transportation — DOT), то американцы, а за ними и все остальные страны, стали присваивать спецификациям тормозных жидкостей аббревиатуру DOT.
Что касается конкретно «тормозухи» DOT 4, то она ориентирована на широкий спектр современных автомобилей, в том числе оснащенных АБС. Среди ее наиболее важных показателей — температура кипения. Как известно, в процессе работы тормозов их механизмы сильно нагреваются. Часть тепла поглощается гидроприводом и, соответственно, тормозной жидкостью. Если ее перегрев приведет к закипанию, то образовавшиеся паровые пробки резко уменьшат эффективность тормозной системы.
Тут важно отметить, что температура кипения тормозной жидкости имеет два контрольных значения. Первый замер делается сразу после вскрытия флакона, второй — после добавления в тормозную жидкость определенного количества влаги. Дело в том, что полигликолевые составы, на основе которых делаются тормозные жидкости, очень гигроскопичны и легко впитывают из воздуха водяные пары, что намного снижает температуру кипения.
Для спецификации DOT 4 нормативные значения таковы: температура кипения «сухой» жидкости не должна быть ниже +230 С, а после добавлении в нее 3-х контрольных процентов влаги точка закипания не должна опускаться ниже +155 С.
Сравнительные испытания показали также, что отмеченные выше температурные показатели у некоторых тормозных жидкостей сильно не дотягивают до нормативов. Это, как правило, связано с несоблюдением технологии их производства и хранения, что особенно часто фиксируется у подделок.
Поэтому у любой «тормозухи» при покупке обязательно надо проверять герметичность флакона и паяной фольгированной пробки, а саму жидкость следует регулярно проверять на «влажность» с помощью специального тестера (см. фото выше).
Не менее важны для тормозных жидкостей их низкотемпературные показатели, прежде всего, кинематическая вязкость. Она характеризует прокачиваемость гидропривода и, соответственно, его быстродействие зимой. У жидкостей DOT 4 вязкость на 40-градусном морозе по стандарту FMVSS 116 не должна превышать 1800 единиц.
Однако сравнительные тесты, организованные порталом «АвтоВзгляд», не раз выявляли у отдельных образцов несоответствие данному нормативу, что делает их использование опасными в холодное время года.
Все эти факты лишний раз подчеркивают: при покупке тормозных жидкостей будьте предельно осмотрительными. Если возникла необходимость замены «тормозухи», то покупать ее следует только у проверенных производителей с хорошей репутацией. Например, у поставщиков автохимии немецкого бренда reinWell. Тем более, что у него в ассортименте появилась синтетическая тормозная жидкость спецификации DOT 4 с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Так, в состав данного продукта входят ингибиторы, предотвращающие коррозию и окисление металлических деталей гидропривода, в том числе при его работе на высоких температурах.
Кроме того, тормозная жидкость DOT 4 от reinWell содержит особые компоненты, препятствующие образование паровых «пробок» в гидроприводе тормозов и обеспечивающие смазку всех его подвижных элементов. Оптимизированы у этой жидкости и низкотемпературные свойства, что гарантирует надежную работу тормозов автомобиля даже при сильных морозах.