Стоит в дальнем углу гаражного кооператива шепотом произнести слово «вариатор», как со всех сторон, возрастая в децибелах и выражениях, будто девятый вал, понесется осуждение: ненадежный, хрупкий, ломучий, недокоробка. Мол, не успеют шины запылиться, как он, мерзавец, перегреется и тут же сломается, высыпавшись на асфальт вперемешку с маслом. А ремонт стоит целый мешок денег. Или два мешка — тут мнения расходятся, видимо, на основе купюрности.
Выдержав первый шквал идиом и доводов, можно заметить некоторую тенденцию: большинство спикеров не сталкивались ни с переборкой узла, ни, зачастую, с эксплуатацией. Уж больно часто в потоке злобы проскакивают слова и фразы-паразиты «говорят», «прочитал в интернете», «слышал от соседа» и прочие могучие посылы именитых информагенств. Куда уж тут «Блумбергу» с ТАСС, когда сосед под градусом на лестничной клетке сказал. Правда в первоисточнике, не иначе.
Что ж, вызов принят! Давайте попробуем на деле рассмотреть наиболее типичные претензии к вариатору и логично определить долю их трезвости. Так ли страшен черт, как его малюют?
Дано: Mitsubishi Outlander, который давно и уверенно продается в России с бесступенчатой трансмиссией Jatco. Причем комплектуется он двумя достаточно мощными моторами — атмосферными бензиновыми двигателями объемом 2.0 и 2.4 литра. Есть, конечно, и трехлитровый вариант с классическим «автоматом», но таких кроссоверов в разы меньше. Абсолютное большинство — на вариаторе.
Найти машину с пробегом более 300 000, а то и 400 000 км проблем не составляет. Сколько ж там переборок того самого вариатора наберется за все время? Как «ни одной» — то ли лыжи не едут, то ли снег не пошел, получается? А может дело в той самой прокладке между рулем и сиденьем? Давайте разбираться по пунктам.
Постоянно ломается, даже когда в гараже стоит
Первый и самый весомый довод против вариатора — скромный ресурс трансмиссии, который иссякает мгновенно. Особенно в тяжелых условиях эксплуатации, коими является любой крупный город с его пробками и прочими дорожными заторами. Но, будем откровенны, опыт владения автомобилем и профессиональный интерес к объекту подсказывают, что в «умелых» руках и столб бетонный не сдюжит.
Как и любой агрегат, вариатор имеет некоторые правила эксплуатации: дергать на нем застрявший в сугробе грузовик и тащить на тросу груженую черметом «ГАЗель» действительно не стоит. Более того, скорость «эвакуации на тряпке» ограничена 30 км/ч, о чем написано в мануале. Но кто ж его читал?
Вариатор — достаточно простое устройство: два вращающихся конуса, а между ними цепь. Сущий велосипед, не иначе. Каждый, кто верит в растяжение и, тем более, разрыв этой самой цепи, просто обязан однажды на нее взглянуть. А лучше — попробовать разорвать. После чего сравнение со снегоходом, где роль «передающего» выполняет обычный ремень, забудется навсегда.
Ремень вариатора того же Mitsubishi Outlander — сложный и многосоставной скорее металлический трос, состоящий из стальных звеньев. Растянуть и разорвать его смогут только сотни тысяч пройденных километров.
Впрочем, даже несмотря на это, сломать вариатор довольно просто: разогнав колеса на льду километров до 60 в час, дожидаемся того момента, когда машина выкатится на асфальт и получит качественный зацеп. От удара трансмиссию разорвет. Кстати, то же случится и с классическим «автоматом».
Слаб на бездорожье, как бабушка на турнике
Слово «кроссовер» в России является синонимом «внедорожника», даже если у первого привод только на два колеса. Встречаем-то по одежке! Легкий офф-роуд и раскисшую грунтовку тот же «вариаторный» Outlander преодолевает легко, но дебри и болота — не его ареал. Однако азарт, как и язык, сами знаете, куда доведет. До мясорубки — с постоянно буксующими колесами и толстым слоем глины, к которому намертво прилипает днище.
Тут надо не крутить, а копать. Причем не колесами, а лопатой. Но ведь азартный обладатель нового кроссовера стесняется своего фиаско, а потому продолжает бешено закапываться. Поработать бы шанцевым инструментом, стравить колеса или поддомкратиться, дабы подложить палок и выехать. Но нет, будем беречь обувь и сжигать коробку.
Получается, причина всех бед в этой ситуации все же не трансмиссия, а водитель. Ведь в таких условиях спасует и АКПП, и сцепление на механике. Но виноват, конечно же, все равно будет вариатор.
Справедливости ради, его единственный недостаток на бездорожье — фактически полное отсутствие возможности «раскачки». Это действительно быстро «гробит» коробку. Нужно чрезвычайно плавно добавлять газ, ехать внатяг, очень аккуратно и эффективно. Но такая работа требует опыта и знаний, умения чувствовать машину и знать ее сильные стороны.
Вариатор постоянно греется и оттого быстро приходит в негодность
Самый честный, кстати, довод «против». И виноваты в нем как раз парни из Mitsubishi: однажды один японский инженер решил, что на отдельном радиаторе охлаждения для коробки передач можно крепко сэкономить, и узел демонтировали. Ошибку признали быстро, «охладитель» вернули на место, но последствия разгребают до сих пор: те несколько месяцев, что машины продавались без радиатора, привели к многочисленным обращениям в сервисы и СТО в связи с перегревом трансмиссии.
Даже агрессивная езда по трассе, не говоря уж про целительные грязи, могла привести к появлению характерного индикатора на приборной панели. К слову об индикаторе: он зажигается заранее, активируя систему спасения вариатора и не давая водителю усугубить проблему.
Сегодня все кроссоверы Mitsubishi Outlander снабжены отдельным радиатором охлаждения на коробку. Причем «справедливость восторжествовала», и отзывная компания охватила даже те машины, где его с завода не было. Впрочем, перегреть вариатор можно и сейчас: для этого нужно всего лишь забыть об «охладителе», никогда его не мыть и не инспектировать. А также поставить на вариатор толстую железную защиту и набить под нее как можно больше глины.
Машины с вариатором «не едут», троллейбусы их обгоняют
Еще один крайне популярный «камень в огород» бесступенчатой трансмиссии. Мол, не едет, не разгоняется и вообще овощ на дороге. В «топиках» про Outlander об этом каждое третье сообщение: мол, был у меня семилитровый «американец» на классическом «автомате» — так тот выстреливал в пустоту, а этот еле-еле душа в теле.
Из-за фактического отсутствия рывков — коробка же бесступенчатая, переключения не чувствуются — создается эффект медленного разгона. Но замерив показатели, а также оплатив штрафы, осознаешь, что природа сего эффекта кроется в наработанной годами привычке, тесно связанной именно с ментальным желанием рывка на переключении передачи. Разгон — щелчок передачи — снова разгон — снова щелчок. Валит!
Претензия оказалась настолько актуальной, что компании Jatco, разрабатывающей и производящей вариаторы, пришлось добавить искусственные рывки. Гневных комментариев стало меньше.
Обслужить вариатор, как сходить к стоматологу. Дорого и больно
Ого, оказывается коробку переключения передач надо обслуживать. Вот так новость, а мы-то думали, это вечный двигатель с волшебным маслом, которое не горит, не выпадает осадком, не изнашивается со временем и вообще служит от начала и до конца эксплуатации. Увы, истина заключается в том, что и в «автомате», и в «вариаторе» смазку периодически менять надо. В том же Mitsubishi Outlander — каждые 75 000 км. А в «автомате», кстати, каждые 90 000 км.
И не стоит выбирать масло в коробке на основе отзывов и комментариев в интернете: трансмиссия — любая, кстати — очень привередлива к смазке и нуждается именно в той жиже, которая предписана ей заводом. Оригинал стоит немало, а сегодня — немало в квадрате. Именно отсюда «растут ноги» в истории про дороговизну обслуживания. Однако экономия на сервисе обойдется значительно дороже, так что затягивать, если пришло время и километры, не стоит.
Переборка вариатора, как путь к долговой яме
В начале девяностых, когда Россия познавала АКПП, считалось, что лучше взять машину на «мешалке», потому что она дешевле в обслуживании и надежнее. Потом тот же путь проделала пара инжектор/карбюратор. Но со временем россияне узнали великую мудрость: «механика» в содержании и ремонте дороже «автомата», а карб — инжектора.
Той же тропой сейчас идет и вариатор: небыстро, но неумолимо появляются мастерские, где умеют ремонтировать и перебирать эти коробки. Технически-то они значительно проще «автомата». А сегодня и опыт уже наработан, и запчасти в продаже есть.
Например, ниссановские вариаторы — тот же Jatco, что и на Outlander, только более старой модели — уже «капиталят» за 70 000 рублей. Вряд ли за ремонт коробки на «Митсу» придется отдать больше. А вот починить «автомат», даже древний, за те же деньги не выйдет: там больше запчастей под замену, которые сейчас кошмарно дороги.
…К слову, однажды в официальном сервисном центре Mitsubishi мне удалось вживую познакомиться с Outlander, на приборной панели которого горели вселяющие уважение цифры: 435 000 км. Первый вопрос владельцу, конечно, про вариатор: мол, сколько раз уже менялся? Ответ расставил все точки над «i»: ни разу, только регулярно и планово обслуживали.
Машина проехала свои почти полмиллиона по трассе, и ее владелец не увлекался гонками со светофоров и прочими резкими стартами. Иными словами, ездил, а не столбы бетонные ломал, наслаждаясь комфортным разгоном и экономией топлива, которые может обеспечить именно вариатор. Вот и весь секрет бесперебойной и чрезвычайно длительной службы бесступенчатой трансмиссии.