Принципы обслуживания и содержания автомобиля после 24 февраля серьезно поменялись: официальные дилеры автомобильных брендов окончательно растеряли все свои преимущества, а «серый рынок» СТО расцвел буйным цветом. У «профильных» и «клубных» есть запас запчастей, мастера зачастую намного выше классом, чем у дилеров, а цены — ниже. Причем, в разы. А стоимость, как известно, у нас всегда решающий фактор. И продавцы услуг об этом, конечно, знают.
Именно по этой причине из обязательного мануала по обслуживанию автомобиля — он секретом не является, достаточно быстро и легко ищется в Сети на вполне себе открытых источниках — исключаются многие, на первый взгляд необязательные операции. Меньше «расходников», быстрее освобождается подъемник и мастер, больше машин можно обслужить за один день — профит. Однако этот самый «профит» может выйти боком.
Простой пример. Ключевая операция любого технического обслуживания — замена моторного масла. Ну казалось бы, где тут можно ошибиться? А ведь можно, причем совершенно осознанно и с весьма неприятными последствиями. Принцип процедуры, о котором знает всяк и каждый: пробку открутили, отработку слили, фильтр поменяли, пробку закрутили, масло по уровню залили. Ребенок справится, как видится на первый взгляд.
Но и тут возникают серьезные сложности, приводящие к поломкам и повторному посещению сервиса: оказывается, пробка в картере иногда — строго, заметим, по регламенту — нуждается в замене, причем строго по пробегу.
Более того, многие модели автомобилей, помимо пробки, оснащены еще и специальной медной шайбой, которая меняется вообще каждый раз, когда пробка откручивается. Знаком ли мастер с такой спецификой? Отправит ли он гонца за нужной деталью, чтобы сделать работу правильно? Конечно, нет.
Он потуже затянет болт, чтобы из-под него не капало масло, и, конечно, добьется появления трещины в картере. Несмотря на чрезвычайно важную функцию, которую несет поддон, он достаточно хрупкий, поэтому трещины на нем появляются регулярно. Немного перетянул пробку — и привет. Про динамометрический ключ на «бюджетном» сервисе никто не слышал — дорого!
Следующий пункт, конечно, масло. Как ни странно, но мастерской выгодно продавать свое, поэтому привлекательные цены на работы зачастую неразрывно связаны с приобретением запчастей на месте. Тут в дело идут составы, которые никто и никогда не проверял. Допустим — повезло, масло свое и в нем есть уверенность. Но сколько раз такое случалось, что глупо переливали, да так, что потом выдавливало все сальники?
У официального дилера, сколько бы поводов для законной злости он не давал, мастеру выдают на складе четкое количество смазки, которое он машинально заливает в горловину. Тут вариантов для ошибки нет.
Фильтры. И здесь есть место «браку»: поддельные и низкосортные запчасти разбирать не будем, поговорим только о работе. Во-первых, перед заменой воздушного фильтра нужно тщательно убраться в коробе, чтобы пыль и грязь не попадала в цилиндры. Тоже самое с лубрикантом: площадку и резьбу нужно очистить, а это время, которое деньги. Во-вторых, фильтр нужно правильно поставить, чтобы он выполнял свою работу. Сколько было случаев, когда криво установленный масляный фильтр просто срывало — давление там немалое, до 10 бар.
Автомобиль — сложный и дорогой в содержании механизм, в котором нет разделения на простое и сложное. Каждую операцию по его обслуживанию, какой бы детской она ни выглядела, должен выполнять только специалист и только по прописанному мануалу. А уж где он работает, сам на себя в гараже или у официального дилера — совершенно не важно. Главное — гарантия, которую последние исправно давали и несли. До недавних пор — так уж точно.