Одного посещения сайта по продаже автомобильных запчастей будет достаточно для точного и безоговорочного вывода: дело табак. Некоторые агрегаты стоят, как половина автомобиля, и это, увы, не касается двигателя и коробки переключения передач — они дороже. Любая мало-мальски серьезная поломка или, упаси Всевышний, авария приводят к чудовищным затратам на восстановление и длительному поиску запчастей. Причем, искать предстоит не столько на прилавках, сколько на разборках: там ассортимент больше, а цены — ниже. Причем, ниже существенно.
Однако, принимая темную сторону (читай — отказываясь от чеков, гарантий и защиты надзорных органов), нужно самому не плошать. Надеяться, что деталь будет исправна или оценивать узел по внешнему виду не стоит, а доверять можно лишь словам проверенного человека, с коим имеются не только кредитно-денежные отношения. Одним словом, гарантия будет, но не у всех и не на все. Ставить на месте? Испытание, если не сказать большего. Выгоднее подготовиться теоретически и подобрать добротный способ проверки.
Например, выбирая подержанный стартер обращать внимание не внешний вид не стоит. Узел у всех автомобилей стоит низко, забрасывается грязью, водой и соляным раствором, так что корпус в трех случаях из трех будет ржавый. Ну, разве что свежепривезенный из теплых стран или бережно отмытый для увеличения стоимости агрегат «блеснет обводами», а все остальные будут покрыты толстым слоем «следов эксплуатации». За новым — в магазин, а вот за рабочим можно и на разборку.
Осмотрев предложенные детали — как правило, на разборках дают несколько на выбор — нужно (насколько это возможно) изучить переднюю втулку, которая видна невооруженным взглядом. Если на ней заметный и неравномерный износ — нам не по пути. Затем, с разрешения текущего владельца, снимаем заднюю крышку и осматриваем то, что вывалилось. Если перед нами гора металлической перхоти — до свидания, стартер работал в воде, многократно тонул, перегревался и жизнь его была «полна лишений». Надо с ним прощаться. Если же ворохов грязи не высыпалось, внутри «колбы» — корпуса статора — чисто, якорь и коллектор блещут медью, а щетки «полны сил», то можно переходить к финальной части осмотра.
Для этого потребуется заряженный АКБ и «крокодилы»: стартер, как известно, состоит из тягового реле и электродвигателя, который призван «пробудить» ДВС. Сначала проверяем реле: минус — на минус, плюс — на плюс. Характерный щелчок, издаваемый шестерней обгонной муфты при перемещении из положения покоя в положения «на старт», подскажет, что с данным элементом все в полном порядке. Дело за малым — проверить сам электромотор.
Для этого проведем тот же самый ритуал: минус — на минус, плюс — на плюс. Если шток с шестерней весело закрутились, не издавая при этом лязгающих звуков, то перед нами вполне здоровый и готовый к установке на автомобиль узел. Кстати, стартеры успешно восстанавливают, так что перед экспедицией на разборку стоит уточнить цену ремонта имеющегося, а так же саму возможность проведения восстановительных процедур. Не все ремонтируется, но то, что можно отремонтировать — нужно отремонтировать.