С возросшей популярностью автоматических коробок передач россияне массово перестали обращать внимание на «ручник». И раньше-то, когда преобладали машины с МКП, им пользовались для вида, предпочитая оставлять «на передаче», а уж сейчас — тем более. Единственная категория водителей, которые еще помнят о стояночном тормозе — юная поросль, использующая узел для элегантного прохождения поворотов. Не всегда с успехом, но всегда с эмоциями.
Когда АКП получили широкое распространение, мы узнали и про «ножник», и про электрический стояночный тормоз, от которого больше проблем, чем удобства. Современные технологии в российской действительности — это классический пример «от добра добра не ищут». Старая-добрая «кочерга» еще более-менее напоминала о необходимости зафиксировать автомобиль на стоянке, а вот новомодные клавиши и прочие кнопки зачастую просто остаются под толстым слоем пыли — российский водитель ведь сам знает, что ему лучше, не надо его учить.
А ведь ручной тормоз чрезвычайно важен, особенно если речь идет об авто с «автоматом»: тонкий металлический штырек, на котором держатся все полторы тонны машины, без помощи «ручника» просто загнется, приводя в негодность весь узел. Сколько сейчас стоит переборка коробки, даже думать страшно: запчасти придется поискать, а цены на них — космические. Вероятность же купить контрактный узел — о какой бы модели речь не шла — достаточно низкая, рынок пуст.
Подводя итог вышесказанному: ручник не просто нужен, он необходим, причем полностью исправный. Однако износ механизма и колодок никто не отменял, а при таких условиях привычный подход «дернул — пошел» теряет актуальность. Тут либо менять все и полностью по первому «скрипу», либо копаться в памяти: в автошколе уделяют внимание пользованию этим узлом. Преподаватели и на теоретических, и на практических занятиях фиксируют последовательность действий, которая со временем, конечно, «замыливается».
Итак, сначала нужно выжать педаль тормоза, затем задействовать кнопку и только после поднять рычаг стояночного тормоза до упора или до характерного щелчка. Так и только так «ручник» зафиксирует автомобиль на месте, полностью перенося нагрузку с трансмиссии на колодки. А вот среднее положение или «серединка» с этой задачей не справятся.
Да, опытные водители знают, что одни колодки и на «ручник», и на «педаль» — удел барабанных тормозов. На дисковых же обычно стояночный тормоз оснащен своим механизмом и, соответственно, колодками. То есть, вроде бы, «правило автошколы» тут не работает. Однако, например, у Honda Accord CL7 с теми самыми дисковыми тормозами, тормозной суппорт отвечает за обе операции. Так что перед локализацией проблемы и вынесением итогов стоит внимательно ознакомиться с устройством тормозного механизма конкретной машины.