27610

Почему нельзя оставлять автомобиль с АКП на парковке без стояночного тормоза

Секретные функции «ручника»: как он влияет на безопасность
Все мы в той или иной степени сталкиваемся со стояночным тормозом или «ручником». Однако в последнее время многие водители, оставляя автомобиль на парковке, пользуются исключительно включенной передачей, и особенно — если машина с «автоматом»? Но насколько это оправданно, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Поделиться
Изображение Почему нельзя оставлять автомобиль с АКП на парковке без стояночного тормоза

А вы задумывались над тем, почему у авто, оснащенных автоматической коробкой передач, тоже есть «ручник»? Ведь достаточно просто поставить селектор в положение Parking и машина точно никуда не поедет. А дело в том, что в положении «P» вторичный вал АКП блокируется небольшим штырьком, не способным выдержать существенную нагрузку. Если вы паркуете транспортное средство на ровных поверхностях, то это не так страшно. Но если машина фиксируется на уклоне, то нагрузка на эту маленькую детальку становится чрезмерной и рано или поздно она может сломаться, а машина уехать в неизвестном направлении.

Тем более, что и коробка постоянно испытывает излишнее напряжение. Так что лучше на стоянке вместе с режимом Parking использовать именно «ручник», поскольку он задействует штатную тормозную систему, выдерживающую большие нагрузки. Хотя иногда в стояночном тормозе могут использоваться и собственные тормозные механизмы. Причем их расположение также отличается разнообразием. Как правило, стояночный тормоз блокирует задние колеса. Однако существуют варианты с блокировкой передних. Особенно сильно этим грешил Citroёn. А у полноприводных олдскульных авто тормозной механизм стояночного тормоза располагается на карданном вале.

Неприятной особенностью «ручника» является и то, что при длительной стоянке в зимних условиях его колодки могут примерзнуть и заблокировать колеса. Чаще всего эта проблема проявляется у переднеприводных т/с. И если после начала движения вы столкнулись с тем, что задние колеса «стоят колом», можно попытаться «протащить» их через сегмент дороги с хорошим коэффициентом сцепления. Обычно этого хватает. Если колеса продолжают сопротивляться качению, то чтобы их разблокировать можно использовать различные дорожные неровности. В момент контакта с ними происходит резкое увеличение нагрузки на колесо и примерзший «ручник» сдается.

Фото freepik.com

Еще одна любопытная особенность «ручника» — его возможность влиять на характеристики управляемости в том случае, если при попытке повернуть передние колеса сорвались в скольжение и водителю никак не удается направить переднюю часть машины в нужном направлении. Правда, здесь мы говорим уже исключительно о переднем приводе с традиционным «ручником». Как только передние колеса начали скользить, машина становится практически неуправляемой. Любые попытки повлиять на ситуацию при помощи газа, тормоза или руля становятся неэффективными. Остается только «ручник», при помощи которого можно изменить положение кузова, направив переднюю часть авто на выход из поворота, а затем при помощи газа взять ситуацию под контроль.

Для этого беремся правой рукой за рычаг стояночного тормоза и, обязательно нажимая на кнопку его фиксатора большим пальцем, резко тянем его на себя. Возникает занос задней оси. После того, как кузов придет в нужное положение, отпускаем рычаг и уже при помощи газа пытаемся вытянуть автомобиль из поворота. Но автоэкспрты предупреждают, что если у вас электронный «ручник», то с ним подобная методика не работает. Поскольку в продвинутых современных авто его длительная блокировка может привести к активации штатной тормозной системы с последующим самостоятельным экстренным торможением автомобиля.

И в любом случае помните, что подобные способы стабилизации лучше осваивать не самостоятельно, а под руководством опытных инструкторов.