Вообще ДВС обязан «кушать» какое-то количество лубриканта, ведь такое понятие как «угар» никто не отменял. При движении поршней на стенках цилиндров всегда остается масляная пленка. Она и испаряется под воздействием горящей рабочей смеси. Но это испарение может зависеть от многих факторов.
Начнем с приятного. У совсем нового «стального сердца» (особенно немецкого) сначала наблюдается приличный «аппетит», а потом он постепенно проходит. Это говорит о том, что прошла обкатка. Дело в том, что изначально поверхности поршневых колец имеют шероховатость в несколько микрометров, потому должны притираться. Приработка снижает эти шероховатости на порядок. Вот расход «жижи» и уменьшается. Поэтому всегда полезно проводить так называемое, ТО−0. При этом можно даже не экспериментировать с вязкостью.
Другое дело, когда агрегат подержанный и водитель решает сэкономить. Скажем, вместо 5W30 залить 0W20, хотя производитель подобного не рекомендует. «Нулевка» будет вести себя словно вода, вот и закончится довольно быстро. Хорошо, если пиктограмма масленки на панели приборов не зажжется.
Однако многие водители не поступают столь кардинально. А вот «чейндж» вроде 5W40 вместо 5W30 используют нередко. Что произойдет в этом случае?
Согласно стандарту SАЕ, вязкость состава W30 должна быть равна 2,9 Мпа*с, а W40 — 3,51 Мпа*с. Кинематическая вязкость W30 при температуре +100° С обязана лежать в пределах 9,2—12,7 мм²/с. У марки W40 — в диапазоне 12,7—16,4 мм²/с. Если перевести это на человеческий язык, то получится, что при высокой нагрузке угорать «тридцатка» станет быстрее, чем «сороковка». Поэтому летом лучше использовать именно последнюю. Особенно если часто толкаетесь в пробках, а мотор малообъемный, да еще и с наддувом.
Еще одна ситуация: масложор просыпается после замены, скажем, «Лукойла» на Castrol. К сожалению, это может говорить о том, что залили подделку. Внутри канистры именитого бренда находилась неопознанная субстанция с непредсказуемыми характеристиками. Вывод — срочно в сервис на повторную замену. Иначе можно просто убить силовой агрегат.
Эксперты отмечают, что описанная выше ситуация с поддельными маслами касается многих именитых западных брендов, которые официально в нашу страну сейчас не поставляются. А разрешение на их параллельный импорт имеет и негативную сторону, поскольку развязывает руки поставщикам поддельной продукции. И если вы переводите мотор на другой лубрикант, то к подбору тех масел, что хорошо известны на рынке, следует подходить с особой щепетильностью.
Впрочем, вы точно не ошибетесь в выборе, если сделает ставку на новые моторные смазки, что открыто завозят к нам из-за рубежа уже после начала известных событий. Так, в последнее время заметно активизировались поставщики ряда южнокорейских брендов, продукцию которых в России гарантированно никто не подделывает. Наглядное подтверждение тому — моторные масла The Beast.
В России уже представлен ряд ходовых спецификаций этого бренда. В их числе есть и такой востребованный лубрикант, как «синтетика» серии Ultra G 5W−40. Особенность данного продукта — его высокая стойкость к окислению. Это свойство моторного масла существенно замедляет образование отложений в двигателе и продлевает срок его службы. К тому же рецептура Ultra G 5W−40 включает особые компоненты, снижающие износ деталей мотора, что особенно важно при его пуске на сильном морозе.