Даже начинающий водитель наверняка уже знаком с главными недугами тормозной системы. Они очевидны. Ведь неисправность тормозов мы ощущаем самым верным — животным — чутьем. Это когда внешне все вроде как обычно, но внутри тебя зарождается необъяснимый холодок. Так люди чувствуют реальную опасность. А чтобы это полезное чувство, как говаривал последний генсек Михаил Сергеевич, развить и углубить, мы и составили этот материал.
Подробно останавливаться на банальностях нет смысла. Их более-менее знают. Ушла в бачке «тормозуха», значит, где-то утечка, и есть риск неожиданного падения давления. Потекло в колесе, та же причина — разгерметизация системы. Заскрежетало в колесах — полнейшее безобразие, вы прозевали момент, когда нужно заменить колодки, и железо трется о железо, провоцируя дальнейшие разрушения. При нажатии на тормоз бьется руль — срочно в сервис. Причин может быть много: те же колодки, повело тормозной диск…
Похожая история, если под правой ногой трепетно забилась при нажатии педаль тормоза. Это или проблемы с диском (трещина либо деформация), или неравномерный износ накладки тормозной колодки, или подклинивающий тормозной цилиндр. Словом, сразу в сервис. Без проволочек. Ну а если не все так очевидно? Как распознать наметившуюся проблему загодя?
Диски в гуталине
Чем дороже и качественнее автомобиль, тем проще определить неурядицы по его поведению. Наверняка для начала он и сам зажжет тревожную метку на панели приборов. Какой-нибудь восклицательный знак или значок ABS. А кроме того, от дисфункции тормозов сразу просядет управляемость и курсовая устойчивость при замедлении. Даже едва заметный увод машины в одну из сторон подскажет о возникновении разницы усилий при работе суппортов. Один из рабочих тормозных цилиндров может подклинивать из-за банального попадания грязи или коррозии. Исправить легко, избежав последующих проблем. Случается, «водит» из-за уставших колодок, когда их истончившиеся донельзя фрикционные накладки уже не способны обеспечить равномерное давление на тормозной диск.
Тормозные диски вообще важная штука. За ними стоит приглядывать особо. Это можно и нужно делать через щели дисков колесных. Не грех иной раз и нежно погладить «блестящего» пальчиком, чтобы на ощупь проверить степень его износа и наличие трещин. А боитесь испачкаться, работайте глазами. Тревожный признак — сизые пятна и разводы, которые подскажут о перегреве диска, повлекшем необратимые изменения структуры и свойств металла. В точках перегрева фрикционный слой колодок проскальзывает. На дороге это может быть и не заметно, однако такой диск пора менять.
Визуально или тем же пальчиком можно определить на тормозном диске темный слегка маслянистый налет. Это — результат перегрева и срочный повод для замены колодок. Когда и если фрикционы колодок плавятся, они «мажутся» на диск словно гуталин. Понятно, что эффективного торможения на таком колесе не будет.
Может повлечь более серьезные проблемы и невинное, на первый взгляд, подклинивание одного из рабочих цилиндров. Если их в суппорте несколько, незаметный сбой одного спровоцирует перекос усилия на колодке. Как результат — ускоренный износ всего узла целиком и лишние затраты.
Вам с газом или без
Не будем забывать, что изнашиваются не только передние, но и задние тормоза. Пусть и меньшими темпами. На первых порах — вне зависимости от того, дисковые они или барабанные — скорый ремонт постучится очень деликатно. Например, легкой вибрацией на руле или педали тормоза, которые легко спутать с огрехами дорожного покрытия, последствиями дождя или неровной работой двигателя. Уставшие сверх меры тормоза барабанного типа чаще отдают вибрацией на кузов.
Мягкая педаль тормоза и увеличение ее хода — один из ярких и очевидных поводов для срочного визита в сервис. Тут все примерно ясно: жидкость выдавило давлением через уплотнители рабочих цилиндров, либо «тормозуха» уходит через резиновые шланги или уплотнения штуцеров металлических трубок.
Когда педаль «проваливается», а уровень тормозной жидкости в бачке прежний — симптом не менее опасный. Так выглядит разрушение армированного шланга, когда лопается только его внутренний текстильный корд, позволяя резиновым стенкам свободно деформироваться (надуваться). Итог — жидкость в системе, снаружи ее следов нет, а тормозной контур не работает.
Педалька начинает постепенно слабеть, и когда тормозная жидкость превращается в «газировку». Тоже не всегда очевидный симптом, нарастающий либо после закипания «тормозухи», либо со временем, в процессе набора ею влаги.
Не просто бывает распознать и выход из строя главного тормозного цилиндра, когда жидкость, не имея выхода наружу, перепускается между цилиндром и его поршнем, например, из-за потери эластичности манжетных уплотнителей последнего. Для непосвященного тут вообще засада — уровень «тормозухи» прежний, протечек не видно, педаль худо-бедно упирается, а тормозов уже практически нет.
И, наконец, тревожный сигнал даст сама тормозная жидкость, если, конечно, не бросать ее под капотом без внимания на долгие годы. Тут, извиняемся, как с мочой на анализе. Любое изменение ее цвета и прозрачности говорит о заболевании. Словом, тормоза такая штука, что прошляпишь пустяк — нарвешься на дорогой ремонт или, того хуже, аварию. Главное — вовремя заметить и отреагировать на сигнал, обратившись на сервис.
Но помните: при замене «тормозухи» очень важно правильно подобрать требуемую жидкость. А это непросто даже несмотря на то, что у подавляющего большинства машин используются составы популярной спецификации DOT4, а самих продуктов на прилавках довольно много. Между тем, как показывают испытания, организованные порталом «АвтоВзгляд», по рабочим свойствам современные составы DOT4 могут сильно различаться между собой. Более того, результаты тестов не раз показывали, что отдельные препараты и вовсе не укладываются в требуемые нормативы.
Вывод тут напрашивается сам собой: к покупке жидкости для тормозной системы автомобиля надо подходить ответственно. А чтобы не ошибиться с ее выбором, в первую очередь надо ориентироваться на продукцию известных и проверенных производителей. В качестве примера можно привести тормозную жидкость HBF DOT 4, выпускаемую фирмой Opet (Турция).
Продукт представляет собой синтетическую жидкость, созданную на основе полиэтиленгликоля, гликолевого эфира и специальных присадок. Как отмечают специалисты, HBF DOT4 марки Opet характеризуется высокой термостойкостью и устойчивостью к окислению, что обеспечивает сохранение рабочих параметров жидкости в течение длительного периода времени. Благодаря этому существенно продлевается срок службы всех узлов тормозной системы.