Скрип тормозов, особенно наиболее мощных — передних, считается одним из самых частых и досадных дефектов системы. Зачастую, следует признать, неприятные высокочастотные звуки полноценной неисправностью и не являются. Так, лишь досадный симптом, доставляющий дискомфорт и подсказывающий, что система работает неидеально.
В качестве источников скрипа хороший специалист назовет более двадцати различных факторов, и о большинстве из них портал «АвтоВзгляд» уже не раз рассказывал. Но сегодня речь пойдет о наиболее частой и лежащей на поверхности причине, которую иной раз не берут в расчет даже иные продвинутые водители.
Итак, тормоза вдруг неожиданно заскрипели при нажатии соответствующей педали. Переходя в едкий неприятный писк на грани ультразвука. Попала грязь? На рабочую поверхность тормозной колодки сыпануло песочком? А может, что-то серьезнее: «доходит» ступичный подшипник или начал подклинивать один из тормозных цилиндров, создавая перекос в рабочей тормозной паре — диск/колодка?
Сразу приходит в голову мысль, что нужно смазать направляющие суппортов и заполнить смазкой пыльники. А заодно обработать керамической или медной пастой тыльные части колодки и противоскрипные пластины… Не спешите строить конспирологические теории. Все может оказаться куда проще.
Вспомните, а не посещали ли вы недавно шиномонтаж? Покрышка прохудилась или меняли резину в сезонном порядке. Может, просто снимали колесо в сервисе для ремонта, скажем, несвязанных с тормозной системой деталей подвески? И если было такое, с большой долей вероятности ваш нынешний скрип — следствие неквалифицированных действий ремонтников или сотрудников шиномонтажа. А тормоза тут вовсе ни при чем.
Это может прозвучать дико, но нынче уже сложно встретить мастера, который при ремонте тормозной системы или шин пользуется динамометрическим ключом. Сегодня в ходу инструмент другой — пневматический — на первый взгляд, более технологичный и куда более производительный. О последнем не поспоришь, но что касается технологичности в самом прямом смысле этого слова — большой вопрос.
Одним из наиболее простых и действенных способов ликвидации скрипа в районе колес остается банальная протяжка их гаек/болтов правильным моментом. Нередко именно крепеж оказывается перетянутым. А теперь признайтесь честно, как часто вы были свидетелем использования динамометрического ключа на СТО или в шиномонтаже?
Распространенная ошибка — ускоренная затяжка болтов без контроля момента. В лучшем случае «мастер» посадит колесо с помощью всемогущего ударного пневмогайковерта, виртуозно потратив на каждый болтик не более полутора секунд, и, быть может, в двух из десяти случаев формально щелкнет следом динамометрической «трещоткой». Дескать, он компетентный спец, понимающий важность динамометрии.
А между тем, ударный ключ развивает не 20 и не 30 Нм. И даже не 80, 100 или 150 — усилие именно в этом диапазоне рекомендуют для крепления колес различные автопроизводители. А 800 Нм, 900… И подчас все 1600 Нм! Таким образом, ловко втыкая ваши колесные болты по месту, механик превышает рекомендуемый крутящий момент от 2,5 до 6,5 раз в зависимости от модели инструмента! А фиктивный якобы контроль динамометрическим ключом после работы силового пневмогайковерта сродни контрольному выстрелу дробью после поражения дичи из скорострельной пушки среднего калибра.
Что же происходит? Какова физика процесса? Тормоза — сфера особого риска. Например, недотянутое, а скорее даже перетянутое крепление диска может привести к аварии. Ведь именно рабочая пара диск/колодки принимает на себя всю кинетическую энергию во время замедления. Похожая история с колесными болтами/гайками.
Контроль указанного производителем для каждой конкретной модели точного момента затяжки всех гаек и болтов, что у автомобиля «ниже пояса», должен соблюдаться неукоснительно. Адекватное взаимодействие компонентов, обеспечиваемое оптимальной затяжкой, предотвращает «механическое напряжение» деталей, способное привести к их деформации, перекосу. Перетянутые гайки провоцируют передачу частот, генерирующих шумы и посторонние звуки. Любая резьба — это демпфер между компонентами, превращающийся в проводника вибраций. А при торможении компоненты начинают резонировать — «петь» — разнося эту «мелодию» по всей системе.
Словом, услышав немотивированный скрип, попробуйте банальный способ — перетяжку креплений колес правильным моментом, который наверняка указан в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Увидите, скрип исчезнет…
В любом случае, если дело дойдет до монтажных работ, надо внимательно осмотреть элементы тормозных механизмов, а затем провести внеплановую чистку тормозных дисков с помощью специального аэрозоля. Таких продуктов на нашем рынке в избытке, однако по своим рабочим свойствам аэрозоли данного типа могут заметно различаться между собой. Это подтверждают и результаты тестов, которые периодически проводит «АвтоВзгляд». Поэтому к выбору подобной автохимии следует подходить основательно, ориентируясь на отзывы специалистов.
Так, например, из числа препаратов, хорошо зарекомендовавших себя на практике, можно отметить очиститель тормозов турецкого бренда DVX. Этот аэрозоль имеет ряд эксплуатационных особенностей, заметно выделяющих его на фоне прочих аналогов. В частности, баллон с препаратом оснащен особым распылителем, позволяющим обработать труднодоступные места тормозных механизмов.
Кроме того, в его конструкции предусмотрена система клапанов, что дает возможность работать с баллоном в перевернутом положении. Данную особенность по достоинству оценят как профессионалы, так и автовладельцы, самостоятельно обслуживающие свои машины. Наконец, аэрозоль от DVX можно использовать еще и как универсальный обезжириватель, например, при ремонте двигателя или других «замасленных» узлов машины.