Любой автовладелец, почувствовавший, что с «автоматом» его машины что-то не так, впадает в грусть. Ведь это означает, что в очень близком будущем его ожидают серьезные траты на его починку. Ремонт АКП — удовольствие не из дешевых. Но не стоит забывать, что этот тип трансмиссии — один из самых выносливых и надежных.
Опытные автомобилисты наверняка могут припомнить не один известный им случай, когда автоматическая коробка передач «умирала» у владельца годами, но так окончательно и не вышла из строя до самого момента продажи ТС. Да, при некоторых симптомах действительно нужно пулей нестись к специалистам. Но есть группа неполадок с АКП, с которыми машина может без всяких ремонтов пройти десятки тысяч километров.
Чаще всего автовладелец понимает, что с его «автоматом» что-то не так, когда машина начинает дергаться (толкаться, пинаться и т. п.) при переключениях передач. Некоторые разновидности «пинков» можно игнорировать. Например те из них, что происходят при переводе селектора АКП из положения «паркинг» в «драйв» или «реверс». Как правило, рывки такого типа к техническому состоянию «автомата» вообще никакого отношения не имеют. Они вызваны износом не его частей, а резиновых «подушек», на которых АКП висит на кузове машины.
Эти узлы крепления со временем разбалтываются и у коробки появляется возможность слегка перекашиваться каждый раз, когда она начинает передавать крутящий момент от двигателя к колесам. В момент перекоса и происходит толчок, сопровождаемый негромким стуком какой-то из опор КП по разбитой «подушке».
Пожалуй, самый часто встречающийся «пинок» автоматической коробки фиксируется владельцами машин при переключении с 1-й на 2-ю передачу. Дело в том, что именно переход с «первой» на «вторую» — самое частое переключение в «автомате». Особенно на автомобилях, эксплуатируемых в городе. В пробочной толчее АКП только и делает, что переходит с «первой» на «вторую» и обратно. Как бы то ни было, но эти «толчки» — проявление износа фрикциона. Не хотите его ремонтировать? Хорошо! Но только придется забыть о «тапке пол» на светофорах. Плавные разгоны и поменьше попадайте в дорожные заторы. Только при выполнении таких условий толчки в АКП не будут прогрессировать еще десятки тысяч километров пробега.
Третий интересующий нас симптом неприятностей с АКП — протечки рабочей жидкости (масла ATF) на корпусе. Хорошего в этом мало: падение ее уровня грозит перегревом агрегата и выходом из строя многих его узлов. Чтобы избежать этог, достаточно регулярно контролировать уровень жидкости в «автомате» и периодически доливать ее. Некоторые автомобилисты в таком режиме ездят годами и машина прекрасно себя чувствует.
Однако при этом обязательно следует учитывать один весьма существенный нюанс ухода за автоматической трансмиссией, касающихся выбора нужной гидравлической жидкости. Это особенно критично для ситуаций, связанных с ее доливом. Заметим, что сейчас найти оригинальные составы, рекомендуемые тем или иным иностранным автопроизводителем, непросто. Как поступить в такой ситуации?
Специалисты сервис-центров в подобных случаях рекомендуют аналоги фирменных продуктов, поставляемые из других стран, например, из Турции. Тем более, что они уже представлены и на нашем рынке. Причем среди турецких лубрикантов есть и весьма неплохие по своему качеству трансмиссионные смазки. В качестве примера тут можно привести продукцию бренда Opet, которая включает широкий спектр технических жидкостей и смазочных материалов. Есть среди них и популярные жидкости для АКП классических типов.
Речь, в частности, идет о синтетическом трансмиссионном масле ATF DX VI. Как отмечают эксперты, данный продукт отличается функциональной универсальностью. Если конкретнее, то ATF DX VI подходит не только для «автоматов», устанавливаемых на машинах большинства автоконцернов, но и для гидравлических систем сцепления или рулевого управления. По оценкам специалистов, ATF DX VI от Opet обеспечивает узлам АКП надежную защиту от износа, коррозии и вспенивания, что крайне важно для сохранения ее ресурса.