Многие автомобилисты, регулярно меняющие моторное масло, смекнули, что каждый раз загонять машину на яму или арендовать подъемник, снимать защиту картера, откручивать сливную пробку, которую можно слизать, а, закручивая, и вовсе сломать хрупкий поддон, совсем не обязательно.
На всеми любимой китайской барахолке, на рынках и в магазинах есть специальный насос с тонкой трубкой, позволяющий откачать отработку прямиком из хранилища через масляный щуп. Более того: насос можно сделать и самому, перебрав старый топливный. Дел — на полчаса. А на СТО в крупных городах подобный сервис и вовсе предлагают бесплатно, если приобрести лубрикант у исполнителя.
У данного метода есть немало вполне осязаемых плюсов: он проще, чище, легче и дешевле, чем традиционный. Комментариев в интернете тоже хватает: народ активно пользуется — народ в большинстве своем доволен. Однако есть один весьма важный негативный аспект, который как правило остается в тени. И перед тем, как начать менять масло по упрощенной процедуре, о нем стоит узнать.
У моторного масла очень широкий функционал. Он не только смазывает движущиеся детали, но и отвечает за охлаждение, защиту от коррозии (как и у любого «закрытого контура», у двигателя есть конденсат), а также за очистку мотора от нагара. А он там обязательно появляется, особенно если в цилиндры поступает не газ, а привычное топливо. Часть грязи оседает в масляном фильтре, но многое остается в картере, откуда его можно изъять только при классическом методе замены.
Насос со шлангом, запущенным в горловину щупа, забирает «вершки», а вот корешки, самую грязь, ради вывода которой, собственно, и надо менять масло, не трогает. Таким образом водитель оказывает своему автомобилю медвежью услугу: обслуживание де-юре проведено, а де-факто в картере скапливается целое болото из отработки, соизмеримое по плотности осадка с солидолом.
Причина непонимания и, как следствие, некорректного использования метода замены масла с насосом кроется в поверхностном отношении. Если «обновлять» смазку часто, что очень полезно и хорошо для двигателя, то можно и насосом. Если реже — раз в 10—15 тысяч км — то нужно обязательно сливать через пробку. А иногда и картер снимать ради чистки. Так что плох не сам метод, а его неверное прочтение.
Впрочем, существует еще один, причем достаточно известный алгоритм замены отработанной смазки, при котором сам факт дискуссии относительно способов его удаления из мотора теряет смысл. Речь идет о чистке двигателя перед заменой масла с помощью экспресс-промывок. Дело в том, что составы данной категории, как правило, оказывают комплексное действие.
Помимо чистки двигателя, наиболее продвинутые препараты эффективную нейтрализуют окислы, находящихся в обработке. Отмеченное свойство крайне важно для того, чтобы гарантированно исключить их попадание в свежее масло и в том случае, когда в моторе фиксируется так называемый несливаемый остаток. А его объем, напомним, даже при сливе отработки через пробку оказывается довольно весомым: от 100 до 400 мл в зависимости от типа силового агрегата. Но и такое количество будет безвредным для свежего лубриканта, если мотор перед заменой масла подвергался качественной промывке.
К слову, неплохим вариантом может служить состав Oil System Clean+ o90 марки Bizol. Продукт хорошо показал себя на практике и неоднократно тестировался экспертами портала «АвтоВзгляда». Среди его достоинств — высокие моющие свойства и способность растворять вредные отложения в труднодоступных местах мотора, в том числе и в гидрокомпенсаторах ГРМ.