Рабочий процесс силового агрегата возникает при вращении коленчатого вала, переходя в режим повышенных нагрузок лишь после нажатия на акселератор. На «холостых» же движок выполняет функцию подпитки энергопотребителей, скажем, светотехники, «печки» или аудиосистемы. Однако это не значит, что в этот момент происходит зарядка аккумулятора.
По факту, накопителю недостаточно оборотов двигателя, чтобы держаться в тонусе. И если молотить в «холостую» при минусовых температурах, то после необходимости в очередной раз запустить движок, этого может не случиться. Да, батарея «сядет», а вы сядете в лужу. Чтобы избежать подобного, следует держать обороты мотора выше нормы, положенной для режима холостого хода. Либо же попросту поездить на автомобиле прежде, чем его заглушить.
Какими же должны в действительности быть холостые обороты? Во-первых, устойчивыми, не плавающими и скачкообразными. К тому же, без проявления детонации силового агрегата. Во-вторых, достаточными для оптимальной работы не только АКБ, но и генератора, масляного насоса и системы охлаждения. Наконец, не чрезмерно высокими, как, собственно, и предельно низкими.
Если же говорить конкретно, то для нормального обеспечения алгоритмов производительности холостой ход должен быть на уровне 1000 оборотов в минуту. При прогреве, естественно, этот показатель может увеличиваться, а с повышением температуры — падать.
И в том, и другом случае — незначительно. Что касается оборотов мотора во время движения, то оптимальным принято считать диапазон от 2500 до 4500 об/мин — для «атмосферников» и от 2100 — для агрегатов с турбонаддувом. Иными словами, двигателю полезнее всего работать, выдавая 50—70% от пикового крутящего момента.
В зимнее время года по причине длительности прогрева и повышенных динамических и климатических нагрузок эксперты не рекомендуют на ходу раскручивать движок выше 2500 оборотов.