«Восклицательный знак» на приборной панели автомобиля известен каждому, кто садился за руль. Поднимаешь рычаг механического «ручника» или нажимаешь на кнопку электронного — он и загорается. Единственный случай, когда такая пиктограмма имеет право возникнуть на «приборке» без участи водителя — при срабатывании присутствующей в машине системы Auto Hold. Она автоматически включает «ручник» при остановке ТС. Очень удобно в дорожном заторе, особенно на авто с автоматической трансмиссией.
Но когда «ручник» вспыхивает сам по себе в отсутствии «автохолда», следует немедленно выяснить причину случившегося. Поскольку это сигнал о том, что в тормозной системе машины что-то вышло из строя. Самый безобидный диагноз — замыкание в датчике-«концевике». Когда он исправен, при поднятии рычага стояночного тормоза мы его нажимаем, замыкается электрическая цепь — возникает соответствующее оповещение на приборке. Примерно по такой же схеме появляется ложное сообщение о срабатывании «ручника» и при обрыве его тросика.
В обоих описанных случаях поломка не несет непосредственной опасности для водителя и пассажиров, поскольку остальная тормозная система функционирует как положено. Проблема в том, что точно также проявляются гораздо более существенные неисправности. Например, низкий уровень тормозной жидкости в бачке.
Она может вытечь из-за нарушения герметичности какого-нибудь шланга, трещины в самой емкости или еще как. Так что первое, что нужно сделать при нежданно загоревшемся «восклике» — проконтролировать уровень «тормозухи». Бывает еще, что поплавок датчика уровня в самом бачке выходит из строя и тонет, поднимая ложную тревогу.
Когда горит «лампочка ручника» но тормозная жидкость на месте, проблема, скорее всего, связана с электроникой. Например, таким образом проявляется порой повышенное напряжение в бортовой электросети. Достаточно длительная работа электрики в подобном режиме может привести к физическому выгоранию тех или иных элементов, «глюкам» блоков управления и прочими неприятностям. Кроме того, «ручник» загорается и при неполадках в электронной системе распределения тормозных усилий (ЕBD). Насколько это опасно, не нужно объяснять даже начинающему драйверу.
Ну и, наконец, неадекватная сигнализация стояночного тормоза в состоянии возникнуть при неполадках блока управления двигателем (ECU). Общий вывод из всего вышесказанного прост: если у вас нештатно загорелся, либо периодически вспыхивает значок ручного тормоза на приборной доске, срочно обратитесь в автосервис для обнаружения и устранения неполадки. Откладывать визит ни в коем случае не стоит.