Стоит ртути в градуснике опуститься ниже нулевой отметки, как у водителей начинается повальная истерика: а вдруг замерзнет? «Ласточка» мерзнет, спору нет, но это не фатально, если речь идет о температурах до −15 градусов. А вот дальше начинается действительно интересное. В такой мороз уже может дать слабину старенький аккумулятор, начать хандру самостоятельно инсталлированный мультимедийный центр или сенсорное богатство новоявленных китайских машин. Случаются и более серьезные трудности: например, при −15 градусах начинает замерзать минеральное масло в двигателе.
Промерзание моторного масла само по себе — приговор. ГБЦ, конечно, не деформирует, нет в ней такого количества жидкости, чтобы мороз привел к кончине, однако маслонасос не сможет качнуть в двигатель смазку, а это автоматически приведет к задирам в цилиндре. То самое масляное голодание, которого все боятся и правильно делают. Да и забитая льдом масляная помпа с высокой долей вероятности попросится «на выход». Провернется ли коленвал или сгорит стартер? Лучше бы последнее. Дешевле.
Большинство водителей в этот момент выдыхает и успокаивается: ну кто сегодня в трезвом уме будет использовать минеральные масла? Давно уже в прошлом эти времена, разве что на каких-то затрапезных грузовиках советского производства да на тепловозах еще можно встретить такую смазку. Разочаруем: уже при −20 градусах проблемы начинаются у полусинтетики, а при −30 — у синтетических моторных масел.
Вишенкой на торте выступает состав того масла, которое есть на отечественной полке: многие жидкости — откровенный контрафакт. Его содержание не соответствует написанному на этикетке, вот замерзание и происходит намного раньше заявленного. Более того: в процессе эксплуатации автомобиля моторное масло изнашивается, теряя свои свойства, да и гигроскопичностью — способностью впитывать влагу — пусть и незначительной, но обладает.
А уж вода в закрытом контуре двигателя, конечно, будет — конденсат никто не отменял. Особенно, когда температуры скачут от нуля и ниже — до −30. А тут еще и прогревы утренние, и стояние в пробках, и многое другое.
Поэтому при супернизких для центральной полосы России температурах — речь о −25 и холоднее — стоит взвесить потребность прямо сейчас ехать на машине и возможные последствия этой поездки. Нужно передвигаться и в такие холода? Тогда двойное внимание к выбору моторного масла: только у проверенных продавцов, только проверенные составы. Да, дорого, но разбирать и промывать ДВС еще дороже.
Если говорить о критериях выбора морозостойких моторных смазок для автомобилей, то в данном случае их владельцам не помешает лишний раз обратиться к инструкции по эксплуатации. Если точнее, к тому разделу документа, где приводятся рекомендованные спецификации моторных масел. У многих современных автомобилей их может быть несколько, включая и те, что рассчитаны на регионы с холодным климатом. Вот на них их и следует ориентироваться.
Так, в технических описаниях частенько встречаются спецификации масел OW20, рекомендуемые, например, для многих европейских или японских машин. Рабочие характеристики подобного рода смазок уже изначально «заточены» под низкие температуры, что в дальнейшем позволит исключить проблемы с его зимним применением. Об этом свидетельствует и богатый опыт наших тест-редакторов, не раз проверявших различные масла на своих машинах. Например, на практике весьма неплохо показало себя синтетическое моторное масло нового поколения Molygen New Generation 0W-20, разработанное учеными Liqui Moly (Германия).
Одна из отличительных особенностей этого лубриканта – способность сохранять свою текучесть даже в условиях экстремальных холодов. Достаточно сказать, что температура застывания масла достигает отметки аж –450С. Неудивительно, что, обладая такими свойствами, эта моторная смазка уже приобрела популярность в регионах Сибири и Дальнего Востока, известных своими непростыми климатическими условиями.