Как и полагается, люди к этому делу подходят основательно. Изучают вопрос, присматриваются к предложениям, оценивают варианты и не готовы брать первое попавшееся, предпочитая придирчиво выбрать лучшее.
Главный критерий – надежность. После нескольких лет эксплуатации, сотен тысяч пройденных километров и двух-трех хозяев, выбранный автомобиль обязан быть как новый, с отличным мотором без угара масла, отличной коробкой с плавными переключениями, чистеньким салоном и сверкающей краской. Именно ради очередного вожделенца машина обязана сохранить первозданность. Иного соискатель не примет и не поймет. Ведь после всех предшественников теперь настал именно его черед получить полагающееся, да еще за свои собственные, честно заработанные. В отличие от тех, кто прежде владел отличной машиной без особых на то оснований и, скорее всего, по чистой случайности.
Не менее важный критерий – марка и модель. Хочется не любую, а ту, про которую известно, что она престижней, лучше и не подведет. Марка должна подчеркнуть статус, удачу, уровень. Понимая недоступность новой машины, старая должны выглядеть так, чтоб никто не переспрашивал стиснутым шепотом: «Ты с ума сошел?» В глазах окружающих должны сверкать зависть, понимание и собственная второсортность.
Сформировав в себе два основных критерия, остается пойти в чистый автосалон и получить от менеджера лучшую машину, на которую обязаны снизить цену. И что-нибудь подарить. Как это принято у официальных дилеров.
Неизбежный вопрос с документами не особо важен. Ведь среди привычной чистоты и закономерной красоты не обманывают, да и на словах все рассказывают достоверно, уверяя в надежности сделки и праведности бумаг. Но если и случится непредвиденное, всегда есть кому позвонить. Приедут, заступятся, покарают. И если друзья и знакомые в этот момент будут вне зоны доступа, в резерве остаются профессионалы, чья обязанность решать подобные проблемы – журналисты. Корреспонденты ведущих изданий, центральные телеканалы и мощные радиостанции постоянно рассказывают, как они заступаются за маленького человека. А уж за такого большого, как обманутый на вторичном рынке клиент, они непременно отплатят с первых полос, в прайм-тайм и репортажами со скрытой камерой.
Поэтому вторичный рынок логичней, интересней и выгодней первичного. Генри Форд заблуждался, когда заявлял, что лучшая машина – новая. Старик Генри не держал удачу за бороду и не научился выигрывать у судьбы. И он не понял, что нет разницы между первичным и вторичным рынком. На обоих отличный товар, надо лишь научиться в нем разбираться, а дальше все, как в магазине с новыми автомобилями: выбрал, оплатил, поехал.
Мы пятнадцать лет осваивали жизнь через призму блестящего шоу-рума официального дилера. И привыкли к его правилам, полагая себя важной и драгоценной персоной, обманывать которую неприлично. Тем более, что клиенту все должны и он всегда прав.
Разве вторичный рынок иной и на нем другие правила?